Дополнительные материалы журнала "Металлы Евразии"



20.12.2013

Рекомендации по результатом круглого стола проведенного под эгидой ЕЦИИК

Рекомендации круглого стола экспертов Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций (ЕЦИИК) «Принципы государственно-частного партнёрства в добывающей промышленности стран, участвующих в интеграционных объединениях».

Круглый стол состоялся 16 декабря в агентстве ИТАР-ТАСС. В работе круглого стола принимали участие представители Евразийской экономической комиссии, ассоциации «Бизнес-диалога России, Казахстана и Белоруссии», коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», Посольства Казахстана, Торгового представительства Армении, Экспертного клуба промышленности и энергетики, медиахолдинга «Евразия Сегодня».

Евразийской экономической комиссии следует обращать внимание на остроту и характерконфликтов между властями стран, претендующих на вступление в Таможенный Союз, и иностранными инвесторами.

Наличие разногласий между властью и бизнесом в вопросах реализации соглашений о государственно-частном партнёрстве может негативно сказаться на прогнозе инвестиционного климата в формируемом Евразийском экономическом союзе.Неблагоприятный для продолжения бизнеса итог переговоров снижает инвестиционную привлекательность ключевых экономических отраслей стран, входящих в интеграционное объединение.

Компенсация ущерба, понесенного инвестором вследствие разрыва соглашения и национализации производства, ляжет на бюджет государства, планирующего войти в состав интеграционного объединения, и ухудшит, а не улучшит условия для присоединения страны к новым международным соглашениям.

Любое ухудшение внутренней социально-экономической ситуации в стране, претендующей на присоединение к Таможенному союзу, приведет к эскалации рисков имущественного и гуманитарного характера на всем экономическом пространстве.

Внезапное прекращение деятельности системообразующих предприятий, связанное с вынужденным отказом инвестора от реализации проекта, приведёт к необходимости экстренного решения возникших проблемусилиями целого интеграционного объединения.

При оценке сценариев урегулирования имеющихся споров необходимо учитывать все преимущества уже сложившегося технологического партнёрства и чётко представлять риски экологического характера, связанные с неконтролируемой деиндустриализацией.

Подобно необходимости наличия технологической базы для созданияэнергетической и транспортной инфраструктур, необходимо уважение к промышленным партнерствам, в которых технологии играют значимую роль. Это важно для любой отрасли, но в особенности для добывающих отраслей.

Инвестиционная политика в капиталоёмких и технологически сложных отраслях требует согласованного между государством и бизнесом горизонта планирования на десятилетия вперед и не должна зависеть от текущих политических игр или колебаний цен на мировых рынках.

Инвесторам не следует идти на поводу у требований популистского характера, так как это создает нежелательные примеры для политических кругов. Нужна инвестиционная солидарность в целях соблюдения разумного баланса между экономической эффективностью и краткосрочными популистскими требованиями социальной справедливости, снижающимидолгосрочную стабильность налоговых поступлений в бюджет.

Любое развитие проектов, связанных с освоением природных ресурсов, требует энергетических резервови транспортных возможностей. Ключевой задачей для роста экономики стран Евразии является воссоздание инфраструктур. Это возможно только совместными усилиями, объединением инвестиционных ресурсов.Надежность и безопасность деятельности инфраструктур являются факторами, существенно снижающими риски дестабилизации социально-экономической ситуации в странах Центральной Азии.

Давление национальных правительств и парламентов на внешний бизнес не создает стимула для развития собственного предпринимательства, поскольку демонстрирует уязвимость позиции частного бизнеса как такового в споре с безответственной властью.

В отношении стран, получающих финансовую помощь извне, необходима политика, снижающая риски пренебрежения имеющимися возможностями разумного использования государственно-частного партнерства. В том числе, в таких странах следует принимать меры по поддержке конструктивного диалога с компаниями,являющимися основными налогоплательщиками и на регулярной основе реализующими программы социально-экономической поддержки и устойчивого развития,по масштабу сопоставимые с размерами внешней гуманитарной помощи.

Необходимо ввести процедуры работы с инвесторами и внести вопросы стимулирования инвестиций в число вопросов бизнес-диалога, с обязательным их включением также в ежегодный доклад о ходе процессов интеграции. Впоследствии, по мере углубления интеграции, эти темы могут стать предметом и наднационального регулирования. Меры разрабатываются и будут взаимоувязаны с пониманием вопросов занятости, промышленной экологии и других чувствительных аспектов интеграционных процессов.

Мы предлагаем включить в проект дорожной карты присоединения новых стран к Таможенному союзу процедуру предварительного урегулирования хозяйствующих споров в Третейском суде, расположенном на территории любой из уже участвующих в Таможенном союзе стран.

Необходимо в процессе выработки общего прогноза обобщить опыт реализации всех инвестиционных проектов, оказывающих существенное влияние на обеспеченность сырьевыми ресурсами промышленности стран Единого экономического пространства.

Важно реально осуществлять мониторинг исполнениястранами, претендующими на участие в новых международных объединениях, взятых на себя обязательств. Для этого мы готовы формировать ежегодный рейтинг всех инвестпроектов с иностранными инвестициями свыше 1 млрд долларов США.

Мы будем информировать о наших результатах парламенты и правительства стран ЕЭС и стран-кандидатов, а также разработчиков других рейтингов. В качестве пилотного проекта может быть выбрана ситуация, сложившаяся сегодня вокруг рудника «Кумтор» в Кыргызской Республике.

Следует продолжать проявлять максимальную открытость, последовательность и настойчивость в диалоге с оппонентами программ сотрудничества с иностранными инвесторами.

Высокие позиции таких участников Таможенного союза, как Казахстан,в рейтинге привлечения иностранных инвестиций связаны именно с готовностью страны следовать правилам и принципам, установленным в ВТО и других международных организациях.Позитивным также является стремление Армении к максимальному развитию диалога с партнёрами по будущему экономическому союзу.

Уровень политических рисков в ряде других стран Центральной Азии является практически запретительным для инвестиций как таковых. Это ограничивает важное условие экономической интеграции - свободу капиталов - и снижает аргументы по поводу принятия в ТС стран с подобным уровнем рисков для инвестиций.

Не стоит думать, что вступление в интеграционное сообщество запланировано на послезавтра, а сегодня можно напоследок позволить себе ресурсный национализм.Ценность нажитого таким образом капитала быстро обнулится, а преимущества, связанные со становлением открытой экономики, так и не будут осознаны.Ограничение свободы капитала даст обратный ход свободе движения товаров, движения рабочей силы, оказания услуг.

О необходимости выработки единых подходов к работе с иностранными инвесторами в промышленных программах на территории формируемого Евразийского экономического союза – в том числе и со ссылкой на ход переговоров по проекту «Кумтор» в Кыргызской Республике между иностранными инвесторами и правительством страны – шла также речь на встрече членов Американской торговой палаты с сотрудниками Евразийской экономической комиссии (16 декабря) и на заседании Комитета по международным делам РСПП (17 декабря).

По материалам компании Ketchum.

Возврат к списку

Вышел из печати:
"Металлы Евразии"
№ 2-3 за 2020 г.

Загрузить электронную версию номера

ME_02_03_2020_200dpi.jpg