Дополнительные материалы журнала "Металлы Евразии"



05.06.2012

Присоединение России к ВТО меняет практику ценообразования на природный газ

Обязательство и риск

После ведения в течение 18 лет переговоров о присоединении к ВТО Россия становится полноправным членом этой организации. В рамках пакета договоренностей о присоединении Россия взяла на себя, в том числе, обязательство по дерегулированию внутренних цен на газ для промышленных предприятий, и если оно не будет реализовано надлежащим образом, влияние данного процесса на энергоемкие отрасли российской промышленности может оказаться весьма отрицательным. Небрежное дерегулирование привело бы к существенному росту издержек производства. Более того, оно может привести к принятию другими странами ответных мер в связи с невыполнением Россией обязательств, вытекающих из ее присоединения к ВТО.

Требуются немедленные действия по защите российской горнодобывающей промышленности и черной металлургии.

Низкие цены на газ как фактор конкурентоспособности

Низкие внутренние цены на энергоносители, особенно на газ, сделали российскую промышленность одной из наиболее конкурентоспособных в мире. Любое повышение цен на газ немедленно отражается на этом конкурентном преимуществе.

Например, в результате недавнего повышения цен на российский газ внутренние цены на газ в США оказались даже более низкими. Это ставит российских производителей металлов и другой продукции, в проигрышное положение, особенно с учетом того, что они обычно имеют меньшую энергоэффективность и более высокие транспортные издержки при доставке продукции на рынок по сравнению с предприятиями ЕС и США.

Вероятно, данная ситуация еще более обострится после присоединения России к ВТО.

Суть российских обязательств

Чтобы присоединиться к ВТО, Россия обязалась гарантировать, что национальные компании, поставляющие газ промышленным предприятиям, «возместят свои издержки (включая себестоимость, накладные и финансовые затраты, стоимость доставки, расходы, связанные с эксплуатацией и обновлением инфраструктуры по добыче и дистрибьюции, инвестиции в разведку и развитие новых месторождений) и будут в состоянии получать прибыль в ходе обычного ведения их бизнеса».

Российское внутреннее законодательство фактически отражает и развивает это обязательство. В течение последних нескольких лет Правительство России предприняло важные шаги по либерализации газового сектора путем постепенного увеличения цен на газ, следуя принципу «равной доходности поставок газа на внутренний и внешние рынки». Согласно этому принципу внутренние цены для промышленных предприятий должны соответствовать уровню экспортных цен к 2014 году или вскоре после фактического вступления в ВТО. Вопрос состоит в том, какое конкретно решение основано на вышеупомянутом обязательстве и как оно может быть инструментировано таким образом, чтобы защитить интересы российской промышленности.

Возможность смягчить последствия

Двойственная схема ценообразования в России по газу совместима с требованиями ВТО и, с точки зрения многих, экономически разумна. Россия поэтому не имела юридической основы или какого-либо экономического стимула менять эту схему. Тем не менее, поскольку Россия согласилась ее изменить, государства – участники ВТО, например, члены Евросоюза, будут внимательно отслеживать обещание России увеличить внутренние цены на газ. Евросоюз как крупнейший импортер российского газа и других энергоносителей будет играть важную роль в обеспечении выполнения Россией ее обязательства по ВТО: европейцы уже заявили, что вынесут данный вопрос на рассмотрение органа ВТО по разрешению споров, если сочтут, что Россия не инструментирует это обязательство.

В этом контексте интерпретация и имплементация обязательства России по внутренним ценам на газ будут иметь исключительно важное значение и как таковые они будут в фокусе внимания правительств и компаний. В самом деле, несмотря на далеко идущее обязательство России перед ВТО, надлежащим образом очерченные и адекватно сформулированные положения по регулированию данного вопроса могут смягчить воздействие этого обязательства перед ВТО и сохранить жизнеспособность российской промышленности. Российские компании должны поэтому внимательно следить за его имплементацией Правительством России.

По материалам юридической компании «Sidley Austin LLP». Май 2012 г.

Возврат к списку

Вышел из печати:
"Металлы Евразии"
№ 2-3 за 2020 г.

Загрузить электронную версию номера

ME_02_03_2020_200dpi.jpg