Дополнительные материалы журнала "Металлы Евразии"



01.02.2012

Борьба с коррупцией выходит за национальные границы

Российские компании, возможно, удивятся, узнав, что их деятельность и операции в России и за рубежом могут оказаться в сфере влияния американского Закона об иностранной коррупционной практике – «FCPA» (это – эквивалент британского Закона о подкупе).

Данный закон, вступивший в силу еще в начале 70-х годов, до недавних пор практически не применялся. Но в последнее время США решили резко усилить обеспечение его выполнения в качестве меры по борьбе с коррупцией во всем мире, в том числе в России.

Пример из практики: дал взятку в СНГ – плати штраф Америке.

Швейцарская транспортная компания Panalpina World Transport (Holding) Ltd была обвинена в нарушении FCPA, выразившемся в состоявшейся якобы даче взяток с целью прохождения таможенной очистки в ряде стран, включая Анголу, Азербайджан, Бразилию, Казахстан, Нигерию, Россию и Туркменистан в период 2002-2007 гг. В своем меморандуме с Минюстом США от 2010 года эта компания и ее американский филиал согласились выплатить в качестве штрафа 81 млн долларов за несоблюдение упомянутого закона. Американские власти обосновали свою юрисдикцию над Panalpina положением о том, что эта швейцарская компания действовала в качестве агента клиентов, являющихся американскими эмитентами ценных бумаг.

Антикоррупционные положения FCPA запрещают уполномочивание, предложения, обещание произвести платеж (простой вексель) или оплату чего-либо, имеющего стоимость, госслужащему, независимо от его национальности (в том числе российскому чиновнику) с целью получения или сохранения бизнеса, имеющего коррупционную составляющую.

Российские компании, торговавшие ценными бумагами в США (равно как и их руководители и наемные работники), также находятся в сфере действия этого Закона даже в том случае, если они имеют дело с неамериканскими компаниями (например, с российскими).

Отправляете email в США? Будьте осторожны!

Российские компании должны знать о том, что положения американского антикоррупционного законодательства могут применяться к ним сразу после того, как становится очевидной неизбежность ведения ими бизнеса в США. На базе прецедентного права это может быть телефонный звонок или сообщение по электронной почте американской или национальной компании. Конкретно это означает, что российским компаниям угрожает растущий риск подверженности их операций расследованиям и весьма серьезным санкциям со стороны американских властей – независимо от того, осуществлялись ли эти операции в США или в других странах с американскими партнерами.

Американские власти придерживаются очень широкой интерпретации фактов поведения, которые, как полагают, имели место в США. Так, например, всего лишь электронные сообщения или телефонные звонки физическим лицам в США или телеграфные переводы через американские банки считаются достаточными, чтобы установить юрисдикцию США с целью принятия обеспечительных мер в соответствии с FCPA. Столь обширная юрисдикция означает, что FCPA может применяться к любому юридическому или физическому лицу повсюду в мире, включая даже тех из них, кто никогда не ступал на территорию США, и может возлагать ответственность на компании и их дочерние отделения за действия их представителей. Принимаемые в результате этого санкции могут включать крупные штрафы, возвращение прибыли, полученной обманным путем, дорогостоящий независимый мониторинг операций, заключение в тюрьму и невозможность иметь какой-либо бизнес с США или даже с компанией, которая активна на американском рынке.

Не надо делать подарки.

Важно понимать, что означает «иностранный служащий». Этот термин охватывает правительственных чиновников, работников компаний, принадлежащих или контролируемых правительствами, должностных лиц партий и их кандидатов, служащих международных организаций и индивидов, действующих от имени лиц названных категорий. Что касается стран с большим госсектором (например, Китая, России, Бразилии), то существенная часть населения в них может рассматриваться в качестве «иностранных служащих».

Кроме того, не существует каких-либо исключений de minimis из сферы действия FCPA. Все, что имеет стоимость, в случае передачи «иностранному служащему», (независимо от того, насколько мала ценность предмета), с целью получения или сохранения бизнеса, может представлять для актора и его принципала риск преследования. Это включает подарки, которые в других странах являются обычным делом.

Настоятельно необходимо, чтобы российские компании признавали опасности, создаваемые FCPA, и действовали соответственно. Учитывая рвение, с которым американские власти преследуют нарушения FCPA, и потенциал принятия крупных штрафов и вынесения уголовных наказаний, компании просто не могут себе позволить закрывать глаза даже на малейшие нарушения.

Под подозрением – целые отрасли.

Пять из шести наиболее важных решений по закону FCPA за недавнюю историю его применения относились к неамериканским компаниям (в млн долл. США):
- Siemens AG – 800 (2008 г.)
- BAE Systems plc – 400 (2010 г.)
- Technip S.A. – 338 (2010 г.)
- Daimler AG – 185 (2010 г.)
-Snamprogetti Netherlands B.V./ ENI S.p.A.-365 (2010 г.).

Число дел в рамках FCPA может быстро расширяться – от единственного расследования какой-нибудь одной компании до интенсивного расследования целой отрасли, когда в центре внимания находятся все конкуренты, особенно те, кто работает на рынках за пределами США. Недавно власти США сосредоточили свои усилия на транспортных компаниях и фирмах, осуществляющих таможенную очистку грузов; была проведена серия расследований в отношении неправильных платежей этих компаний таможенным чиновникам целого ряда стран, включая Россию. Подтверждается также внимание правительства США к судостроительной промышленности и ожидается, что американский Минюст может нацелиться еще на несколько транспортных компаний и фирм, занимающихся таможенной очисткой грузов, с целью осуществления обеспечительных мер по FCPA.

Нефтяная и другие добывающие отрасли скоро также могут стать предметом тщательного рассмотрения с точки зрения требований FCPA. Всем компаниям рекомендуется реализовать основательные программы соблюдения положений этого Закона с тем, чтобы быть способными должным образом реагировать на возросшее регулятивное внимание к данной сфере.

Октябрь 2011 г.

По материалам юридической компании Sidley Austin LLP (Брюссель).

Возврат к списку