Дополнительные материалы журнала "Металлы Евразии"
01.02.2012
Россия и реформа Всеобщей системы преференций ЕС
Срок действия наиболее важной схемы ЕС по одностороннему доступу на рынки для развивающихся стран – так называемой Всеобщей системы преференций (GSP) – истекает 31 декабря 2011 года. Европейская комиссия предлагает продлить эту систему в нынешнем виде до конца 2013 года, имея в виду одновременно подготовить почву для ее усовершенствования. Предложение предусматривает внесение радикальных изменений в эту систему с 1 января 2014 года. Это предложение должно быть рассмотрено принимающими решения структурами ЕС и в конечном счете одобрено Европейским Парламентом и Европейским Советом.
GSP имеет три компонента:
- стандартная GSP, действующая в отношении всех развивающихся стран. Она охватывает 176 стран;
- GSP +, применяемая в отношении стран, «уязвимых» с точки зрения объемов их экспорта и его недостаточной диверсифицированности (т.е. их несоответствия важнейшим критериям устойчивого развития), посредством подписания и выполнения 27 международных конвенций в области прав человека, трудовых стандартов, хорошего управления и т.д.;
- инициатива (называемая «все, кроме оружия»), охватывающая все наименее развитые страны.
Наиболее существенное изменение, предлагаемое Комиссией, состоит в том, чтобы преференции предоставлялись, прежде всего, тем развивающимся странам, которые особенно в них нуждаются, и чтобы соответственно перечень стран-бенефициаров был сокращен. К числу стран, которые больше не будут включены в список пользователей данной схемы, относятся:
- страны, достигшие высокого или верхнего уровня среднего дохода на душу населения в соответствии с классификацией Всемирного банка. Речь идет, в частности, о таких странах как Белоруссия и Россия. Такие же страны как Индия, Пакистан и Китай, которые классифицируются как страны с низким уровнем среднего дохода, останутся в перечне стран, имеющих право пользоваться льготами GSP;
- страны, получившие преференциальные условия доступа на рынки ЕС, которые по меньшей мере не хуже условий по GSP – например, на основе соглашений о свободе торговли;
- ряд заокеанских стран и территорий (OCTS), с которыми имеются альтернативные договоренности по доступу на рынки.
Согласно оценкам, в результате этих изменений, число стран-бенефициаров сократится с 176 до 80.
Другие изменения, предусмотренные данным предложением, включают:
- модификацию количественных показателей, превышение которых лишает страну права на пользование льготами по GSP. Прежде это происходило, когда средний импорт определенного товара превышало 15 % импорта того же товара из всех стран-бенефициаров GSP за период трех предыдущих лет. Количественные показатели в этом плане в настоящее время повышены с 15 % до 17,5 %;
- расширение сферы действия GSP+. Чтобы пользоваться преимуществами этого сектора GSP, страна должна рассматриваться как «уязвимая» с точки зрения ее размеров и ограниченной диверсифицированности ее экспорта. По схеме 2008 года страна подпадает под действие GSP только в том случае, если ее экспорт, покрываемый GSP, составляет менее 1 % импорта стран-бенефициаров из стран ЕС. Что касается критерия ограниченной диверсифицированности, то на пять крупнейших статей экспорта страны должно приходиться по меньшей мере 75 % всего ее экспорта в страны ЕС. В соответствии с реформированной GSP критерий, определяющий долю импорта, будет установлен в размере 2 %, в то время как критерий диверсифицированности останется на прежнем уровне – не менее 75 % экспорта должно идти в страны ЕС, однако речь идет уже не о пяти, а о семи товарных позициях;
- требование к бенефициарам представлять отчеты и предъявлять доказательства о выполнении ими своих обязательств. В соответствии с нынешним GSP Комиссия должна доказывать, что страны нарушили обязательства, прежде чем они будут исключены из сферы действия GSP +;
- более легкий доступ к GSP +. Другой новостью в отношении механизма GSP + является то, что заявки на получение этого режима можно направлять в любое время, а не раз в 1,5 года, как это было ранее;
- включение положения о «недобросовестной» торговой практике. Исключение из схемы GSP станет возможным при наличии серьезных и систематических примеров недобросовестной торговой практики, которые оказывают негативное влияние на промышленность ЕC. Новая схема ясно указывает на то, что к примерам недобросовестной торговой практики относятся случаи, оказывающие отрицательное влияние на поставку сырьевых материалов. Однако необходимо еще посмотреть, каким образом ЕС будет пользоваться этой возможностью, хотя с учетом пан-европейской инициативы по сырью можно предположить, что ЕС попытается использовать предусмотренные GSP льготы в качестве своего рода рычага в случае возникновения проблем в торговле.
Последствия и возможности.
Многонациональные компании, торгующие со странами, которые подпадают под режим GSP, уже сейчас должны готовить долгосрочные контракты с поставщиками из этих стран. В этих контрактах должны быть предусмотрены: гарантия в отношении страны происхождения товара, разрешение на аудит и право требовать обеспечения интересов импортера в случае не соответствующего контракту происхождения товара.
Компании, пользующиеся GSP, должны активно изучать возможное влияние нового режима GSP на свои операции.
Компании еще могут связаться с соответствующими учреждениями ЕС и попытаться добиться принятия приемлемых для них решений. Действительно, Европейский Парламент и 27 стран – членов ЕС вскоре должны представить свои заключения по данному предложению. Сейчас самое время для предоставления им ваших аргументов.
Ноябрь 2011 г.
По материалам юридической компании Sidley Austin LLP (Брюссель).
GSP имеет три компонента:
- стандартная GSP, действующая в отношении всех развивающихся стран. Она охватывает 176 стран;
- GSP +, применяемая в отношении стран, «уязвимых» с точки зрения объемов их экспорта и его недостаточной диверсифицированности (т.е. их несоответствия важнейшим критериям устойчивого развития), посредством подписания и выполнения 27 международных конвенций в области прав человека, трудовых стандартов, хорошего управления и т.д.;
- инициатива (называемая «все, кроме оружия»), охватывающая все наименее развитые страны.
Наиболее существенное изменение, предлагаемое Комиссией, состоит в том, чтобы преференции предоставлялись, прежде всего, тем развивающимся странам, которые особенно в них нуждаются, и чтобы соответственно перечень стран-бенефициаров был сокращен. К числу стран, которые больше не будут включены в список пользователей данной схемы, относятся:
- страны, достигшие высокого или верхнего уровня среднего дохода на душу населения в соответствии с классификацией Всемирного банка. Речь идет, в частности, о таких странах как Белоруссия и Россия. Такие же страны как Индия, Пакистан и Китай, которые классифицируются как страны с низким уровнем среднего дохода, останутся в перечне стран, имеющих право пользоваться льготами GSP;
- страны, получившие преференциальные условия доступа на рынки ЕС, которые по меньшей мере не хуже условий по GSP – например, на основе соглашений о свободе торговли;
- ряд заокеанских стран и территорий (OCTS), с которыми имеются альтернативные договоренности по доступу на рынки.
Согласно оценкам, в результате этих изменений, число стран-бенефициаров сократится с 176 до 80.
Другие изменения, предусмотренные данным предложением, включают:
- модификацию количественных показателей, превышение которых лишает страну права на пользование льготами по GSP. Прежде это происходило, когда средний импорт определенного товара превышало 15 % импорта того же товара из всех стран-бенефициаров GSP за период трех предыдущих лет. Количественные показатели в этом плане в настоящее время повышены с 15 % до 17,5 %;
- расширение сферы действия GSP+. Чтобы пользоваться преимуществами этого сектора GSP, страна должна рассматриваться как «уязвимая» с точки зрения ее размеров и ограниченной диверсифицированности ее экспорта. По схеме 2008 года страна подпадает под действие GSP только в том случае, если ее экспорт, покрываемый GSP, составляет менее 1 % импорта стран-бенефициаров из стран ЕС. Что касается критерия ограниченной диверсифицированности, то на пять крупнейших статей экспорта страны должно приходиться по меньшей мере 75 % всего ее экспорта в страны ЕС. В соответствии с реформированной GSP критерий, определяющий долю импорта, будет установлен в размере 2 %, в то время как критерий диверсифицированности останется на прежнем уровне – не менее 75 % экспорта должно идти в страны ЕС, однако речь идет уже не о пяти, а о семи товарных позициях;
- требование к бенефициарам представлять отчеты и предъявлять доказательства о выполнении ими своих обязательств. В соответствии с нынешним GSP Комиссия должна доказывать, что страны нарушили обязательства, прежде чем они будут исключены из сферы действия GSP +;
- более легкий доступ к GSP +. Другой новостью в отношении механизма GSP + является то, что заявки на получение этого режима можно направлять в любое время, а не раз в 1,5 года, как это было ранее;
- включение положения о «недобросовестной» торговой практике. Исключение из схемы GSP станет возможным при наличии серьезных и систематических примеров недобросовестной торговой практики, которые оказывают негативное влияние на промышленность ЕC. Новая схема ясно указывает на то, что к примерам недобросовестной торговой практики относятся случаи, оказывающие отрицательное влияние на поставку сырьевых материалов. Однако необходимо еще посмотреть, каким образом ЕС будет пользоваться этой возможностью, хотя с учетом пан-европейской инициативы по сырью можно предположить, что ЕС попытается использовать предусмотренные GSP льготы в качестве своего рода рычага в случае возникновения проблем в торговле.
Последствия и возможности.
Многонациональные компании, торгующие со странами, которые подпадают под режим GSP, уже сейчас должны готовить долгосрочные контракты с поставщиками из этих стран. В этих контрактах должны быть предусмотрены: гарантия в отношении страны происхождения товара, разрешение на аудит и право требовать обеспечения интересов импортера в случае не соответствующего контракту происхождения товара.
Компании, пользующиеся GSP, должны активно изучать возможное влияние нового режима GSP на свои операции.
Компании еще могут связаться с соответствующими учреждениями ЕС и попытаться добиться принятия приемлемых для них решений. Действительно, Европейский Парламент и 27 стран – членов ЕС вскоре должны представить свои заключения по данному предложению. Сейчас самое время для предоставления им ваших аргументов.
Ноябрь 2011 г.
По материалам юридической компании Sidley Austin LLP (Брюссель).