Дополнительные материалы журнала "Металлы Евразии"



01.02.2012

Россия и реформа Всеобщей системы преференций ЕС

Срок действия наиболее важной схемы ЕС по одностороннему доступу на рынки для развивающихся стран – так называемой Всеобщей системы преференций (GSP) – истекает 31 декабря 2011 года. Европейская комиссия предлагает продлить эту систему в нынешнем виде до конца 2013 года, имея в виду одновременно подготовить почву для ее усовершенствования. Предложение предусматривает внесение радикальных изменений в эту систему с 1 января 2014 года. Это предложение должно быть рассмотрено принимающими решения структурами ЕС и в конечном счете одобрено Европейским Парламентом и Европейским Советом.

GSP имеет три компонента:
- стандартная GSP, действующая в отношении всех развивающихся стран. Она охватывает 176 стран;
- GSP +, применяемая в отношении стран, «уязвимых» с точки зрения объемов их экспорта и его недостаточной диверсифицированности (т.е. их несоответствия важнейшим критериям устойчивого развития), посредством подписания и выполнения 27 международных конвенций в области прав человека, трудовых стандартов, хорошего управления и т.д.;
- инициатива (называемая «все, кроме оружия»), охватывающая все наименее развитые страны.

Наиболее существенное изменение, предлагаемое Комиссией, состоит в том, чтобы преференции предоставлялись, прежде всего, тем развивающимся странам, которые особенно в них нуждаются, и чтобы соответственно перечень стран-бенефициаров был сокращен. К числу стран, которые больше не будут включены в список пользователей данной схемы, относятся:
- страны, достигшие высокого или верхнего уровня среднего дохода на душу населения в соответствии с классификацией Всемирного банка. Речь идет, в частности, о таких странах как Белоруссия и Россия. Такие же страны как Индия, Пакистан и Китай, которые классифицируются как страны с низким уровнем среднего дохода, останутся в перечне стран, имеющих право пользоваться льготами GSP;
- страны, получившие преференциальные условия доступа на рынки ЕС, которые по меньшей мере не хуже условий по GSP – например, на основе соглашений о свободе торговли;
- ряд заокеанских стран и территорий (OCTS), с которыми имеются альтернативные договоренности по доступу на рынки.

Согласно оценкам, в результате этих изменений, число стран-бенефициаров сократится с 176 до 80.

Другие изменения, предусмотренные данным предложением, включают:
- модификацию количественных показателей, превышение которых лишает страну права на пользование льготами по GSP. Прежде это происходило, когда средний импорт определенного товара превышало 15 % импорта того же товара из всех стран-бенефициаров GSP за период трех предыдущих лет. Количественные показатели в этом плане в настоящее время повышены с 15 % до 17,5 %;
- расширение сферы действия GSP+. Чтобы пользоваться преимуществами этого сектора GSP, страна должна рассматриваться как «уязвимая» с точки зрения ее размеров и ограниченной диверсифицированности ее экспорта. По схеме 2008 года страна подпадает под действие GSP только в том случае, если ее экспорт, покрываемый GSP, составляет менее 1 % импорта стран-бенефициаров из стран ЕС. Что касается критерия ограниченной диверсифицированности, то на пять крупнейших статей экспорта страны должно приходиться по меньшей мере 75 % всего ее экспорта в страны ЕС. В соответствии с реформированной GSP критерий, определяющий долю импорта, будет установлен в размере 2 %, в то время как критерий диверсифицированности останется на прежнем уровне – не менее 75 % экспорта должно идти в страны ЕС, однако речь идет уже не о пяти, а о семи товарных позициях;
- требование к бенефициарам представлять отчеты и предъявлять доказательства о выполнении ими своих обязательств. В соответствии с нынешним GSP Комиссия должна доказывать, что страны нарушили обязательства, прежде чем они будут исключены из сферы действия GSP +;
- более легкий доступ к GSP +. Другой новостью в отношении механизма GSP + является то, что заявки на получение этого режима можно направлять в любое время, а не раз в 1,5 года, как это было ранее;
- включение положения о «недобросовестной» торговой практике. Исключение из схемы GSP станет возможным при наличии серьезных и систематических примеров недобросовестной торговой практики, которые оказывают негативное влияние на промышленность ЕC. Новая схема ясно указывает на то, что к примерам недобросовестной торговой практики относятся случаи, оказывающие отрицательное влияние на поставку сырьевых материалов. Однако необходимо еще посмотреть, каким образом ЕС будет пользоваться этой возможностью, хотя с учетом пан-европейской инициативы по сырью можно предположить, что ЕС попытается использовать предусмотренные GSP льготы в качестве своего рода рычага в случае возникновения проблем в торговле.

Последствия и возможности.

Многонациональные компании, торгующие со странами, которые подпадают под режим GSP, уже сейчас должны готовить долгосрочные контракты с поставщиками из этих стран. В этих контрактах должны быть предусмотрены: гарантия в отношении страны происхождения товара, разрешение на аудит и право требовать обеспечения интересов импортера в случае не соответствующего контракту происхождения товара.

Компании, пользующиеся GSP, должны активно изучать возможное влияние нового режима GSP на свои операции.

Компании еще могут связаться с соответствующими учреждениями ЕС и попытаться добиться принятия приемлемых для них решений. Действительно, Европейский Парламент и 27 стран – членов ЕС вскоре должны представить свои заключения по данному предложению. Сейчас самое время для предоставления им ваших аргументов.

Ноябрь 2011 г.

По материалам юридической компании Sidley Austin LLP (Брюссель).

Возврат к списку

Вышел из печати:
"Металлы Евразии"
№ 4 за 2020 г.

Загрузить электронную версию номера

ME_04_2020_200dpi.jpg