Дополнительные материалы журнала "Металлы Евразии"



14.06.2012

Реформа законодательства ЕС по защитным мерам в торговле

Начиная с 2002 года ЕС принял большое количество антидемпинговых мер в отношении товаров, импортируемых из евразийских стран. Многие виды продукции российской черной металлургии и горнодобывающей промышленности подлежат обложению антидемпинговыми пошлинами при ввозе на территорию ЕС в течение ряда лет. Это привело к прекращению продаж и потере доли рынка ЕС для российских компаний.

Евросоюз приступил в настоящее время к активным публичным консультациям по методам модернизации и улучшению инструментов защиты торговли. Заинтересованные компании, в том числе российские, до 3 июля могут довести до властей ЕС их взгляды на данную проблему.

1. Краткий обзор инструментов ЕС по защите торговли

Инструменты по защите торговли имеют целью защитить европейский рынок от импорта товаров, наносящего ущерб производителям ЕС аналогичных товаров. Наиболее известными инструментами являются антидемпинговые и компенсационные пошлины, а также защитные меры. Эти инструменты позволяют Евросоюзу вводить дополнительные импортные пошлины на отдельные товары с целью искусственного повышения цен на них и уменьшения объемов импорта. Во всех случаях Европейская комиссия проводит расследование, но окончательные решения принимаются Европейским Советом.

Три основные причины подталкивают политиков к оценке того, может ли применение инструментов ЕС по защите торговли, которые оставались в основном без изменений в течение более 15 лет, еще приносить желаемые результаты. Во-первых, за прошедшее десятилетие произошли глубокие изменения в международном разделении труда и в организации производства. Во-вторых, недавний глобальный экономический кризис побудил страны к принятию «чрезвычайных» политических мер, влекущих за собой значительные последствия для глобальных потоков торговли. И, наконец, возросшее использование торговыми партнерами ЕС инструментов защиты торговли поставило промышленность ЕС перед необходимостью более частого применения ею ответных мер.

2. Обзор предложений по реформе ЕС

Евросоюз рассматривает в настоящее время несколько предложений, по которым заинтересованные компании могут высказать свою точку зрения. Следующие предложения, вероятно, представят интерес для евразийских компаний:

- Предварительное извещение. В настоящее время ЕС может ввести временные антидемпинговые и компенсационные пошлины без предупреждения. Это мешает заинтересованным сторонам своевременно вносить коррективы. На будущее Комиссия рассматривает возможность направления компаниям предварительных извещений – за три недели до введения временных пошлин. В качестве дополнительного шага Комиссия может также установить трехнедельный срок после предварительного извещения – до введения временных мер. Это облегчило бы планирование бизнеса трейдерам и дало бы импортерам большую гибкость в решении вопросов по партиям грузов, находящихся в пути с момента введения пошлин.

- Больше информации по предложенным временным мерам. ЕС может стать более прозрачным в вопросах применения защитных мер в торговле. Например, он рассматривает вопрос о направлении заинтересованным сторонам резюме документов по предстоящему введению временных антидемпинговых и компенсационных пошлин – после того, как такие документы направлены в антидемпинговый /компенсационный консультативный комитет.

- Официальное инициирование антидемпинговых и компенсационных расследований. Власти стран-экспортеров могут оказывать давление на европейские компании с целью отговорить их от представления жалоб относительно демпинга или субсидирования экспорта.
Для решения этой проблемы Комиссия рассматривает возможность инициирования большего числа расследований на официальном уровне. Препятствует этому нежелание компаний, которые боятся ответных мер. Комиссия могла бы уменьшить их страхи, позволив им требовать конфиденциальности раскрытой информации. С другой стороны, Комиссия могла бы штрафовать зарегистрированные на территории ЕС компании в случае их нежелания сотрудничать или несогласия на проведение проверок непосредственно в их офисах.

- Отступление от правила введения пошлин меньшего размера. В настоящее время Комиссия применяет правило установления пошлин на более низком уровне по сравнению с фактической демпинговой/субсидиарной маржой, когда такой низкой ставки достаточно, чтобы возместить ущерб промышленности. Однако, при наличии очевидных доказательств мошенничества, обмана или субсидирования в стране-экспортере Комиссия рассматривает возможность данной нормы с тем, чтобы можно было делать выбор в пользу неприменения правила «меньшей пошлины» уже в ходе первой стадии расследования.

- Упрощение процедуры возвращения денег. Компаниям не всегда ясно, в какой форме следует представлять просьбы о возвращении денег. Комиссия планирует облегчить рассмотрение этих просьб и принимать решения, более доступные для заинтересованных лиц.

- Возврат пошлин, если принятые меры не продлены. В настоящее время Комиссия завершает расследование в рамках мер по защите торговли – без возврата пошлин, поступивших в ходе расследования, - когда условия для продления срока действия принятых мер на очередной 5-летний период не удовлетворены. В будущем в подобных случаях Комиссия будет рассматривать вопрос о возврате уплаченных пошлин после того как начнется проверка результатов расследования.

- Отступление от ныне действующей методологии, применяемой при проверке хода и результатов расследования, в том числе при возврате пошлин. При применении действующего законодательства ЕС по защитным мерам в торговле Комиссия используе6т ту же методологию для проверок хода и результатов расследований, в том числе при возврате пошлин, что и в ходе расследований на первом этапе (если не изменились обстоятельства). Комиссия рассматривает возможность изменения такого подхода, потому что считает данную методологию устаревшей.

3. Рекомендации

Все заинтересованные стороны, включая тех, кто базируется вне территории ЕС, приглашаются к принятию участия в обсуждении изложенных выше реформ, а также к подаче собственных предложений.

Это – серьезная возможность добиться того, чтобы Ваши интересы были учтены в процессе реформы.

По материалам компании «Sidley Austin LLP». Июнь 2012 г.

Возврат к списку

Вышел из печати:
"Металлы Евразии"
№ 4 за 2020 г.

Загрузить электронную версию номера

ME_04_2020_200dpi.jpg