Дополнительные материалы журнала "Металлы Евразии"



01.02.2012

Как не нарушить закон Евросоюза о конкуренции

По мере того, как глобализация бизнеса продолжает возрастать, то же происходит и в сфере деятельности правительств и агентств, отвечающих за исполнение законов. Исполнение Закона о конкуренции не является исключением. Любая компания, занимающаяся бизнесом в ЕС или в Европейской экономической зоне, должна отдавать себе отчет в том, что ограничительные в отношении конкуренции меры, осуществляемые в этом регионе и оказывающие отрицательное влияние на торговлю между странами – членами указанных сообществ, находятся в сфере действия европейского Закона о конкуренции и что нарушения содержащихся в нем правил могут привести к существенным штрафам.

Год назад (декабрь 2010 года) Европейская комиссия опубликовала пересмотренное руководство по соглашениям о сотрудничестве между конкурирующими компаниями (так называемым горизонтальным соглашениям). В нем сказано, каким образом и в каких случаях конкуренты могут сотрудничать, не нарушая при этом закон ЕС о конкуренции. Это руководство суммирует существующий опыт и разъясняет подходы Комиссии к определенным формам горизонтального сотрудничества, например, к обмену опытом и стандартизации.
Документ сопровождается инструкциями, относящимися к научно-исследовательским работам и блокирующим изъятиям по специализации.

Инструкция по блокирующим изъятиям представляет собой юридический инструмент, в соответствии с которым отдельные категории соглашений являются более эффективными с точки зрения условий для конкуренции, если при этом удовлетворяются определенные требования. Другими словами, блокирующие изъятия создают в юридическом смысле «безопасные бухты» для некоторых соглашений. Например, при наличии ряда обстоятельств блокирующее изъятие применяется, когда общая доля фирм-участниц не превышает определенный процент соответствующего рынка (25 % по НИОКР, 20 % – в случае специализации).

Независимо от блокирующего изъятия сохраняется необходимость в изучении соглашений о сотрудничестве с тем, чтобы установить, содержат ли они какие-либо особо жесткие ограничения. Речь идет об ограничениях, которые считаются наносящими такой ущерб конкуренции, что защита, предоставляемая блокирующим изъятием, не срабатывает (примеры такого рода ограничений включают договоренности о фиксации цен или о разделе рынков). Неприменимость какого-либо блокирующего изъятия к тому или иному соглашению не означает, что это соглашение не имеет законной силы. Оно еще может быть использовано для какого-нибудь отдельного изъятия по статье 101 (3) Договора о функционировании Европейского Союза. Однако там, где это возможно, компании часто стремятся формировать соглашения таким образом, чтобы соответствующие положения не включались в блокирующие изъятия.

С целью содействия инновациям Европейская комиссия также значительно расширила сферу регулирования блокирующих изъятий по НИОКР, и в настоящее время эта сфера не только охватывает совместно осуществляемую деятельность, связанную с НИОКР, но также и соглашения типа: «плата за исследования», в соответствии с которыми одна сторона финансирует НИОКР, реализуемые другой стороной. Кроме того, новое блокирующее изъятие предоставляет сторонам больше полномочий для совместного использования результатов НИОКР.

Российские компании, участвующие в соглашениях по НИОКР и специализации, которые реализуются в странах ЕС и Европейской экономической зоны, должны принять к сведению поправки, внесенные в закон, особенно в связи с принятием новых инструкций по блокирующим изъятиям, в то время как новое руководство будет оказывать существенную помощь компаниям, которые являются сторонами соглашений вообще и, в частности, тех из них, которые могут включать обмен информации или согласование стандартов.

Важное значение имеет и то, что Федеральная антимонопольная служба России повышает уровень международного сотрудничества по вопросам политики в сфере конкуренции, в частности вследствие своего членства в Международной организации по конкуренции. Возросшие объемы сотрудничества с такими органами власти как Европейская комиссия (орган власти, обеспечивающий исполнение закона о конкуренции в рамках ЕС) и обмен информацией по находящимся в работе запросам могут привести к росту активности по обеспечению выполнения закона.

Октябрь 2011 г.

По материалам юридической компании Sidley Austin LLP (Брюссель).

Возврат к списку

Вышел из печати:
"Металлы Евразии"
№ 4 за 2020 г.

Загрузить электронную версию номера

ME_04_2020_200dpi.jpg