Новости

Новым железным дорогам - инновационная арматура 26.09.2012

Новым железным дорогам - инновационная арматура

В ОАО "ММК-Метиз" создано высокотехнологичное производство высокопрочной арматуры диаметром 9,6 мм для железобетонных шпал высокоскоростных и тяжелонагруженных магистралей.

Начать выпуск опытно-промышленных партий проката арматурного холоднодеформированного периодического профиля для армирования железобетонных шпал диаметром 9,6 мм класса 1450К планируется в IV квартале 2012 года.

ОАО "ММК-Метиз" ежегодно осуществляет поставки железнодорожного крепежа и высокопрочной арматурной проволоки в адрес ОАО "РЖД". К 2030 году запланирован ввод в эксплуатацию более 20 тыс. км новых железнодорожных линий. Предстоящее расширение сети железных дорог предопределяет существенное повышение спроса на стальную арматуру, используемую при производстве железобетонных шпал (ЖБШ).

Проект по созданию высокотехнологичного производства высокопрочной арматуры диаметром 9,6 мм для ЖБШ высокоскоростных и тяжелонагруженных магистралей был реализован в 2010-2012 гг. специалистами ОАО "ММК-Метиз" совместно с учеными Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Значимой научной целью проекта является формирование ультрамелкозернистого состояния высокоуглеродистых сталей в объемных длинномерных изделиях, что позволяет значительно повысить комплекс эксплуатационных характеристик широкого класса металлических изделий, в том числе и высокопрочной арматуры диаметром 9,6 мм для железобетонных шпал нового поколения.

Специфика требований, предъявляемых к стабилизированной арматуре, отсутствие отечественного опыта деформационной обработки в холодном состоянии высокопрочного подката больших диаметров, а также проблемы, связанные с прямым использованием зарубежных разработок, не позволили организовать производство на основе копирования традиционных подходов. В связи с этим предприятию пришлось искать принципиально новые технические и технологические решения для достижения заданного уровня показателей качества высокопрочной арматуры таких диаметров.

В дополнение к имеющейся на предприятии линии стабилизации ISF5, позволяющей осуществлять процесс нанесения профиля на проволоку-заготовку и низкотемпературный отпуск под натяжением, приобретены и запущены в эксплуатацию современный агрегат патентирования (с его помощью можно обрабатывать исходный подкат диаметром до 18 мм для производства арматуры), а также волочильный стан (чтобы получать из подката проволоку-заготовку).

ОАО "ММК-Метиз" является единственным предприятием в России по производству высокопрочной холоднодеформированной арматуры диаметром 9,6 мм. Стальная высокопрочная арматура периодического профиля с ультрамелкозернистой структурой превосходит аналогичную продукцию, изготавливаемую из крупнозернистого материала, по уровню механических свойств, усталостной и релаксационной стойкости, надежности и долговечности конструкции. Так, временное сопротивление разрыву составляет не менее 1600 МПа, условный предел текучести - не менее 1450 МПа при сохранении технологического запаса пластичности материала.

Такой комплекс потребительских свойств готовой продукции диаметром 9,6 мм - принципиально новый результат, не достижимый при использовании традиционных способов обработки, применяемых при изготовлении арматурных изделий различного назначения. Высокопрочная арматура диаметром 9,6 мм, получаемая с помощью инновационных методов термодеформационного наноструктурирования, характеризуется более высокими показателями качества по сравнению с термоупрочненной. Сочетание термической и деформационной обработки имеет широкие технологические возможности для повышения прочностных и специальных свойств арматуры.

Арматура 9,6 мм класса 1450К ОАО "ММК-Метиз" разработана в соответствии с требованиями Европейского стандарта prEN 10138-2:2006 на напрягаемую арматуру. При этом по сравнению с иностранными образцами она будет иметь значительные ценовые преимущества.

Высокопрочная арматура диаметром 9,6 мм позволила перейти к схемам укрупненного армирования при изготовлении железобетонных шпал нового поколения, что обеспечивает повышение производительности, снижение энергопотребления и экономию металла.

Использование в России железобетонных шпал нового поколения при модернизации действующих и строительстве новых железных дорог в сочетании с другими инновационными решениями по верхнему строению пути позволит ускорить движение железнодорожных составов, увеличить пропускную способность с ростом нагрузки на элементы пути, обеспечить долговечность и безопасность магистралей.

По материалам ОАО «ММК».

Возврат к списку

Вышел из печати:
"Металлы Евразии"
№ 4 за 2020 г.

Загрузить электронную версию номера

ME_04_2020_200dpi.jpg