Новости

01.09.2009

Казахстанским металлургам не стоит надеяться на быстрое достижение докризисных показателей выручки, поскольку спрос на металлы в мире сейчас подогревается искусственно

В конце второй декады августа холдинг Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC) объявил о более чем двукратном снижении прибыли компании в первом полугодии 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008−го. Чистая прибыль компании снизилась до 553 млн долларов, по сравнению с 1,34 млрд долларов годом ранее, продажи компании упали на 51% до 1,7 млрд долларов. Очевидно, что холдинг не сможет побить прошлогоднюю планку, когда его прибыль за год практически утроилась из-за высоких цен на сырье. Комментировать «Эксперту Казахстан» свои показатели ENRC отказался. Однако в распространенном 19 августа сообщении группы присутствуют оптимистичные прогнозы на следующее полугодие. Отраслевые аналитики настроены более сдержанно и полагают, что игрокам, действующим на сырьевом рынке, еще придется столкнуться с трудностями.
Разворотный момент

Основная причина уменьшения выручки ENRC – снижение цен на производимые корпорацией товары, поясняет аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский. По его словам, цены на железную руду по контрактам ENRC с российским Магнитогорским металлургическим комбинатом снизились в два раза, до 50 долларов за тонну, мировые цены на коксующийся уголь упали ниже 100 долларов – более чем в три раза по сравнению с прошлым годом, а средняя цена на алюминий за первое полугодие 2009 года снизилась в два раза, до 1431 доллара за тонну. Минимальными цены были в ноябре-декабре 2008−го и сохранялись примерно на одном низком уровне до весны, говорит независимый аналитик по металлургии из России Алексей Галанин.

Резкое снижение потребления и, следовательно, производства продукции черной и цветной металлургии, а также электроэнергии повлекло снижение выручки, продолжает г-н Галанин. Согласно сообщению ENRC, за январь-июнь текущего года предприятия холдинга добыли 15 млн тонн железной руды, что на 28% уступает прошлогодним показателям. Производство железорудного концентрата снизилось на 27%, составив 6,25 млн тонн. Выпуск товарного концентрата упал на 1,4%, до 4,072 млн тонн, а товарных окатышей – на 48,8%, до 2,029 млн тонн. Традиционно негативным фактором для отчетности начала 2009 года является признание потерь от курсовой разницы и переоценки стоимости активов, отмечает аналитик.

Как указывается в распространенном 19 августа сообщении группы, ENRC ожидает дальнейшего улучшения показателей своей деятельности во втором полугодии 2009 года. Группа прогнозирует, что в 2009−м цены на продукцию останутся ниже уровня 2008−го, при этом ожидает некоторого увеличения затрат. «Происходит общее улучшение рыночных условий; ожидается дальнейшее уменьшение запасов основных товаров в цепи поставок», – с оптимизмом смотрят в будущее менеджеры металлургического холдинга.
Благие вести с полей

Оптимизм сегодня свойствен не только казахстанским игрокам. В прошлом месяце производство стали в мире вышло на самый высокий уровень с января 2009 года. Об этом сообщает World Steel Association через агентство France-Presse. По данным ассоциации, 66 крупнейших меткомбинатов произвели в июле 103,9 млн тонн стали, рост относительно июня – 4,2% (99,7 млн тонн). Металлурги КНР даже вышли на рекордные показатели, превысив в июле 2009−го уровень июля 2008−го на 12,6%. По данным журнала SteelWeek, за июль 2009 года общий индекс мировых цен на стальную продукцию вырос на 9,4%. Алюминий вырос по сравнению с весной этого года более чем на 30%.

По словам аналитика УК «Финнам Менеджмент» Дмитрия Баранова, цены на железную руду в последнее время немного снизились, опустившись ниже отметки в 100 долларов за тонну. Хром не является биржевым товаром, поэтому цен в открытом доступе на него нет. «Ситуация с ним в настоящее время стабильна, однако еще весной складские запасы хромовой руды в Китае превышали 1,3–1,5 млн тонн, что, по разным оценкам, превышало показатели аналогичного периода прошлого года в два-три раза. Тогда спрос на руду падал и мировые закупки ее сокращались. Постепенное увеличение спроса на феррохром в мире, в первую очередь в Китае, позволило стабилизировать ситуацию с хромовой рудой», – отмечает г-н Баранов. Причем из-за существенного удорожания никеля за последние месяцы сталелитейные компании снова обращают взоры на его заменители в производстве нержавеющей стали, в частности феррохром, производимый казахстанскими заводами, говорит г-н Галанин. Это, по его словам, позволит ENRC укрепить и диверсифицировать позиции угольного дивизиона и подразделения ферросплавов.

Вообще активы компании, как отмечает аналитик, выгодно расположены между тремя ключевыми рынками: Юго-Восточной Азией, Россией и Европой, дополняющими друг друга (Россия – сырье, первичная заготовка, КНР – сырье, заготовка, переработка, Европа – переработка, верхний передел, продукция). «Возможность не только поставлять сырье, но и играть на индивидуальных потребностях регионов делает позиции компании более прочными по сравнению с другими игроками», – говорит эксперт, добавив, что главным недостатком ENRC, впрочем как и российских компаний, является отсутствие выхода на рынки готовой продукции.

За счет постепенного восстановления рынков, в первую очередь внешних, показатели работы ENRC могут улучшиться, однако ждать быстрого достижения докризисных показателей выручки и прибыли не стоит, считает г-н Баранов. На это, по его прогнозам, может потребоваться весь следующий год.
Государственный рог изобилия

Однако, несмотря на то что согласно заявлениям глав финансовых ведомств Германии, Японии, Франции экономики этих стран достигли «дна» в третьем квартале 2009−го, а США, по мнению администрации Обамы, ожидают переход от падения к увеличению ВВП уже в конце этого года, предпосылок для формирования устойчивого тренда на сырьевых рынках пока недостаточно, полагает г-н Галанин, пока рынок не выздоровел окончательно, а переход от рецессии к восстановлению объясняется исключительно действиями государственных финансовых институтов стран. Когда власти прекратят субсидирование, перестанут выделять дешевые кредиты и размещать госзаказы на предприятиях, спрос, вероятно, вновь упадет. Стимулировать внутренний спрос хорошо получается, например, у Китая. Но что случится, когда денежный поток из этого источника иссякнет?

Также не стоит забывать, что в стоимости промышленных металлов присутствует инвестиционная составляющая, которая добавляет волатильности котировкам на товарных биржах, говорит Алексей Галанин. Спрос на сырье в мире неустойчив, соглашается с ним Олег Петропавловский: «В феврале и марте текущего года, так же как и в последние два месяца, мы наблюдали рост цен и спроса на металл, однако в апреле-июне цены на металлы снижались, чего мы ждем и в сентябре-декабре этого года». Причина, по его словам, простая – переменный спрос со стороны конечных потребителей вынуждает металлотрейдеров пополнять запасы исключительно после распродажи складских остатков.

Несмотря на оптимистичные ожидания казахстанского сырьевого холдинга на второе полугодие, остается открытым вопрос: если и дальше такими темпами будет снижаться прибыль компании, сможет ли ENRC реализовать озвученные ранее инвестпроекты? Ключевые из них – ввод второй очереди электролизного завода мощностью 125 тыс. тонн алюминия к 2010 году, увеличение годового производства феррохрома более чем на 600 тыс. тонн к 2013−му. В самой компании неофициально утверждают, что никаких решений по отказам от инвестпроектов не принималось (если не считать строительства железной дороги Коргас–Жетиген, подробнее см. «Концессионера поменяли на переправе [1]», «Эксперт Казахстан» № 29–31 от 17 августа 2009 года). Очевидно, дальнейшее развитие событий будет зависеть от ситуации на нестабильном мировом рынке.

По материалам «Эксперт Казахстан» №33 (224)/31 августа 2009.

Возврат к списку