Новости

10.05.2006

Российская металлургия: стратегия и ограничители роста

Аналитический центр «Эксперт» и РУСАЛ инициировали исследование в рамках проекта под названием «Российская металлургия: стратегии и ограничители роста». Проект был направлен на изучение основных тенденций и перспектив развития металлургической отрасли и факторов, сдерживающих её рост. В ходе исследования были собраны экспертные мнения деятелей российской металлургии — руководителей крупнейших отечественных металлургических компаний, учёных, журналистов. Свой вклад в исследование внесли РУСАЛ, СУАЛ, Норильский Никель, Северсталь-групп, Международный Московский Банк. В проекте приняли участие представители Алкоа Россия, Мечела, ЗАО «МАИР», РАО ЕЭС России, НП «Алюминий», Международного союза металлургов, НП «Консорциум Русская сталь», Союза экспортеров металлопродукции, журналов «Металлы Евразии» и «Национальная металлургия».
Результаты этого исследования представляют собой основу для выработки мер поддержки конкурентоспособности российского металлургического бизнеса. Они были обсуждены в рамках проекта на круглом столе 3 марта 2006 г. и обобщены в сборнике, представленном на конференции 29 марта 2006 г.
 В центре исследования проблемы развития черной металлургии и алюминиевой промышленности России. При этом рассмотрены особенности нынешней ситуации на мировых рынках, в том числе неравномерность развития мировой металлургии на фоне процессов глобализации мирового хозяйства, повышение роли «китайского фактора», обострение конкуренции и рост протекционизма, структурные изменения мировых товарных потоков металлопродукции.
   Важнейшей и наиболее содержательной частью исследования является анализ и выбор основных приоритетов промышленной политики как базового фактора стратегии развития. Важнейшим моментом этой стратегии является построение рациональных и конструктивных взаимоотношений между государством и крупным бизнесом. Государство должно более решительно участвовать в решении проблем обновления основных фондов металлургического производства путем поддержки НИИ и КБ, формирования госзаказа, создания налоговых льгот и других преференций, в подготовке специалистов, участвовать в привлечении финансовых ресурсов для модернизации производственных мощностей. Очевидно пришло время приступить к активному освоению новой сырьевой базы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Исключительно велика роль государства в вопросах поддержки российских компаний на внешнем рынке и защиты российских товаропроизводителей от зарубежного демпинга металлопродукции. Сюда же относится и снижение рисков транснационализации российского металлургического бизнеса, расширения и укрепления позиций российских компаний в мире.
 Без государственного участия невозможно решение вопросов взаимоотношений металлургического бизнеса с естественными монополиями, в первую очередь в области энергетики, что особенно важно для алюминиевого производства.
   Существенная часть анализа посвящена рассмотрению внутренних факторов, в том числе реструктуризации металлургического производства. При этом имеются в виду проблемы модернизации и обновления производственного аппарата предприятий, созданию в России мини-металлургии, особенностям вертикальной интеграции металлургического комплекса, организация спроса и повышение производства продукции высоких переделов.
 Среди главных конкурентных преимуществ российской металлургии выделены хорошая обеспеченность минеральным сырьем и особенно сравнительно дешевыми топливными и энергоресурсами, высокий профессиональный уровень рабочей силы при ее относительной дешевизне, эффективный менеджмент, высокая концентрация производственных мощностей. Важным моментом является макроэкономическая стабилизация в стране и позитивные тенденции развития конъюнктуры мирового металлургического рынка, что позволило накопить значительные финансовые ресурсы для инвестирования. В то же время главными проблемами, ограничивающими конкурентоспособность, являются устаревшие производственные мощности основных переделов, истощение сырьевых месторождений, ограниченный сортамент металлопродукции, нерешенность вопросов тарифной политики в области транспорта и энергообеспечения, дифференциация металлургических предприятий, нерешенность некоторых вопросов промышленного и финансового законодательства.
Полный текст материала можно найти здесь .

Возврат к списку