Новости

06.07.2006

Судостроение Северо-Запада РФ получило допинг в виде оборонных заказов

Потенциальную емкость мирового рынка закупок флота в 2006 году оценивают в 1,4 тыс. кораблей и вспомогательных судов, из которых 48% готовы купить государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Северной Африки. Для России наиболее перспективные покупатели - Вьетнам и Индонезия. Стратегическими партнерами по-прежнему остаются Индия и Китай, общая доля закупок которых в РФ превысила 52%.
Особый спрос - на быстроходные патрульные катера и малые корветы. Примерно такие, как в РФ, разработали в ЦКБ `Алмаз`. В ближайшее десятилетие емким может оказаться рынок фрегатов водоизмещением до 1,3 тыс. тонн. В этом плане в РФ предлагают проекты `Северного ПКБ` по технологии `стелс`. Третий сегмент, в котором РФ занимает сильные позиции, - подлодки, в том числе сверхмалые. Четвертый - десантные корабли на воздушной подушке (типа `Мурена` и `Зубр`).
В целом объем экспорта отечественной военной продукции через ФГУП `Рособоронэкспорт` превысил в 2005 году $5,2 млрд. Из них доля кораблестроения составила 56-57%. В 2006-м портфель заказов `Рособоронэкспорта` увеличен до $18 млрд.
Среди крупнейших проектов, реализуемых на Северо-Западе РФ, - постройка трех фрегатов для ВМС Индии общей стоимостью $1,5 млрд на калининградском заводе `Янтарь`. Ранее верфь находилась на грани банкротства. Сейчас ее долг реструктуризирован, а новый заказ дает новый виток для развития: под заказ численность персонала увеличивают почти на 30%. Во ФГУП `Адмиралтейские верфи` строят серию дизель-электрических подлодок 4-го поколения...
Острая потребность в переоснащении и у Вооруженных сил РФ. По данным замначальника Управления вооружений ВС РФ Александра Рахманова, в 2005-м гособоронзаказ превысил 180 млрд руб., и около четверти этой суммы - доля заказов для флота. К 2015 году объем заказов может удвоиться. Вместе с тем А. Рахманов недоволен высокими ценами российских верфей, которые в стоимость госзакупок включают затраты на содержание части заводской инфраструктуры. Однако особого выбора у российских военных нет, потому что вроде бы кораблестроительных мощностей в РФ - избыток, а площадок для размещения заказов - немного. Получается двойной перерасход средств: с одной стороны, надо дотировать убыточные заводы, а с другой - переплачивать тем, кто способен прожить и без оборонных проектов.
Особую роль для военных моряков играет Петербург, где расположены 27 промпредприятий и 30 научных организаций, ПКБ судостроительной отрасли, персонал которых превышает 50 тыс. специалистов. Эти предприятия и организации выпускают 62% продукции от всего объема производства оборонно-промышленного комплекса города. В 2006 году из 32 строящихся в РФ кораблей 11 заложено в Петербурге. Из них можно назвать третий малый артиллерийский корабль типа `Буян` и сторожевые катера - в ОАО `Судостроительная фирма `Алмаз`. А самый аппетитный заказ достался ОАО `Северная верфь` - 3 корвета.
По материалам Россудостроения

Возврат к списку