Дополнительные материалы журнала "Металлы Евразии"



12.03.2012

Россия в составе ВТО: перемены для бизнеса

16 декабря 2011 года после почти 18 лет переговоров Россия вступила в ВТО. Она стала последней из крупных экономик мира, присоединившихся к многосторонней торговой системе, и с июля 2012 года должна будет соблюдать множество правил, принятых в этой организации. России предстоит адаптировать свое законодательство к новым международным обязательствам, прежде всего, принять целый ряд мер в направлении либерализации торговли и формирования транспарентной недискриминационной схемы международной торговли, являющейся предметом мониторинга со стороны ВТО.

Для бизнеса откроются новые возможности, связанные с повышением уровня транспарентности и степени защиты коммерческих интересов. Вместе с тем, российские компании столкнутся с возросшей конкуренцией со стороны зарубежных фирм, которые, без сомнения, воспользуются снижением уровня импортных тарифов и улучшением условий доступа на российский рынок. С другой стороны, российские экспортеры также извлекут преимущества из принципа недискриминации, инструментированного ВТО.

В целом присоединение России к ВТО не только не окажет отрицательного влияния на компании, ведущие бизнес в России, но и улучшит условия для их деятельности в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.

Новые вызовы

Во-первых, Россия взяла на себя важные обязательства в том, что касается снижения тарифов и доступа на рынок. В настоящее время, импортные тарифы на металлы и руды в среднем составляют 9,2 %, а по некоторым видам продукции доходят до 20 %. В результате выполнения Россией обязательств в рамках ВТО средние тарифы по этим статьям ее импорта будут снижены и связаны на уровне 7,4 %. В целом Россия обязалась связать 57 % ее тарифов по металлам и 5 % или менее того – по рудам. После полного выполнения Россией обязательств средний тариф на импорт стальной продукции будет снижен и связан на уровне 6 %. Подобным же образом, тарифы на цветные металлы, которые в настоящее время достигают 20 %, будут связаны на уровне 8,5 %. Таким образом, российским компаниям придется конкурировать с наплывом импорта по более низким, чем прежде, ценам.

Во-вторых, России придется инструментировать правила ВТО, запрещающие дискриминацию в отношении зарубежных компаний, и в дальнейшем придерживаться этих и других правил, относящихся к субсидиям, демпинговому импорту, таможенным формальностям и прочим ограничениям в отношении торговли.
Компаниям черной металлургии, в частности, придется реагировать на новые вызовы для защиты своих интересов в следующих областях.

1. Зарубежные компании и страны могут потребовать отмены российских экспортных квот и пошлин на сырьевые материалы. Так, ЕС недавно оспорил китайские экспортные квоты на некоторые виды сырья, что, по всей вероятности, вынудит Китай отменить их. Отмена экспортных квот в отношении российского сырья будет означать, что оно станет дороже на внутреннем рынке.

2. Зарубежные компании могут оспорить российские субсидии для черной металлургии и сырьевого сектора. Эти действия могут вынудить Россию отказаться от любых налоговых послаблений, вычетов от налоговых обязательств, займов или специальных цен на энергоносители, которые в настоящее время создают преимущества для российских производителей.

3. Российские компании в будущем могут подвергаться растущему числу антидемпинговых расследований в третьих странах, что сделает их продукцию более дорогостоящей и таким образом менее привлекательной на зарубежных рынках.

Таким образом, российские продавцы продукции черной металлургии должны учитывать возможность усиления конкуренции на внутреннем рынке в результате присоединения России к ВТО, однако эти новые вызовы в определенной степени компенсируются новыми возможностями для них.

Новые возможности

В соответствии с основополагающими принципами ВТО, российские продавцы смогут пользоваться преимуществами режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима, что существенно улучшит для них условия доступа на внешние рынки. Они также получат выгоды от применения ставок тарифов РНБ, которые на основных направлениях российского экспорта будут ниже, чем до присоединения к ВТО. Российская продукция будет облагаться пошлинами по тем же ставкам, что и продукция из других стран. Тем самым устраняется дискриминация российских товаров, имевшая место ранее.

ВТО предоставляет для своих членов своего рода форум, где можно оспаривать законодательство или практические меры, которые отрицательно сказываются на их способности выходить на зарубежные рынки либо на их конкурентоспособности. Так, Россия могла бы оспорить ряд законов в области охраны окружающей среды, которые создают российским компаниям более сложные, чем для европейских компаний, условия для продажи их продукции на рынках ЕС.

Подобным же образом Россия сможет оспаривать антидемпинговое законодательство других членов ВТО, например, ЕС, где в настоящее время сохраняются ограничительные меры в части, относящейся к импорту металлопродукции из России, а именно квоты и различные антидемпинговые пошлины.
ЕС уже обязался отменить квоты, причиняющие ущерб торговле. Но в отношении антидемпинговых пошлин сторонам пока не удалось добиться прогресса. Россия заявляет, что ряд положений антидемпингового законодательства ЕС не соответствуют принципам ВТО: речь идет, в частности, о методах оценки стоимости товаров. Для обсуждения и решения подобных спорных вопросов ВТО создает наилучшие условия.

Последствия для Таможенного союза стран-членов ЕврАзЭС

Российская Федерация является или вот-вот станет стороной двух основных преференциальных договоренностей, а именно соглашений в рамках Евразийского экономического сообщества и соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ.

Таможенный союз, объединяющий Россию, Белоруссию и Казахстан, начнет действовать с 6 июля 2010 года. Новые правила, в том числе охватывающие трансформацию отношений в таможенном деле, будут вводиться постепенно. При этом достигнуты твердые договоренности по следующим вопросам:
- введение внешнего тарифа;
- унификация импортных пошлин и процедур, относящихся к импорту;
- гармонизация различных режимов лицензирования импорта;
- общие требования и перечень товаров, подлежащих санитарному, фитосанитарному и эпидемиологическому контролю.

На практике это означает, что обязательства, принятые Россией по линии ВТО – идет ли речь о связанных тарифах или процедурах, относящихся к импорту – должны получить отражение в правовых документах Таможенного союза. Невыполнение этого условия могло бы вынудить Россию предстать перед органом ВТО по разрешению споров. Кроме того, если Россия, Белоруссия и Казахстан достигнут их амбициозной цели и придут к созданию Единого экономического пространства, то оно будет функционировать фактически по правилам ВТО.

Единое экономическое пространство предполагает свободное движение товаров, капитала и рабочей силы. Следовательно, продавцы продукции в Казахстане или Белоруссии будут пользоваться такими же благоприятными для них правилами, как если бы они вели торговые операции с одним из государств-членов ВТО – в той мере, в какой эти правила определяются договором о Таможенном союзе и положениями ВТО.

Март 2012 г.

По материалам юридической компании Sidley Austin LLP (Брюссель).

Возврат к списку