Дополнительные материалы журнала "Металлы Евразии"
10.09.2012
«Использовать возможность: отношения ЕС с Россией после её вступления в ВТО» – выступление члена Европейской Комиссии Де Гюхта
7 сентября, выступая на конференции в Хельсинки, которая посвящена торгово-экономическим отношениям между ЕС и Россией, член Европейской Комиссии по вопросам торговли Карел Де Гюхт сказал :
«Дамы и господа,
Экономические отношения между Россией и странами к западу от неё всегда были тесными и сложными.
Европейский Союз и Россия являются экономическими игроками на мировой арене, которые связаны еще и близким соседством. Мы всегда останемся важными экономическими партнёрами.
Но наши различия сделали наши отношения сложными.
Россия – крупнейший производитель энергоресурсов в мире; Европа – один из основных импортёров энергоносителей.
Европа – крупнейший в мире экспортёр промышленных товаров и услуг с высокой добавочной стоимостью; торговля России ориентирована на сырьевые товары, такие как газ, металлы и древесина.
Нас сильно отличает степень и характер участия государства в экономике.
В результате наше тесное сотрудничество часто сопровождает глубокое чувство расхождения во мнениях.
На самом деле, я думаю, что обе стороны согласятся, что есть возможность для улучшения наших отношений.
Вступление России во Всемирную торговую организацию две недели назад представляет собой прекрасную возможность для достижения реального прогресса.
При правильном подходе вступление в ВТО принесёт преимущества, которые укрепят экономику России и сделают её отношения с Европой более тесными.
Членство в ВТО, в первую очередь, будет содействовать ускорению экономического роста России.
Внушительные запасы энергоресурсов и сырьевых товаров принесли огромное богатство нашему восточному соседу.
Но ни одна страна не захочет ставить своё будущее в зависимость от того, как повернётся колесо фортуны на сырьевых рынках.
Большие изменения могут быть неожиданными. Например, технологии меняют газовую промышленность, что, весьма вероятно, означает снижение цен в долгосрочной перспективе.
Поэтому России необходимо расширить базу своего экономического успеха. В России уже есть компании с большими перспективами. Но более широкая диверсификация экономики в секторах с более высокой добавочной стоимостью будет возможна, только если будут правильные базовые условия.
Членство в ВТО может помочь создать эти условия.
Во-первых, Россия получит преимущество от открытия своего рынка.
Это может удивить, но это является экономическим фактом: более дешёвый импорт выгоден как российским потребителям, так и российскому бизнесу. У потребителей возрастёт покупательская способность. Компании получат доступ к более дешёвому и более качественному сырью для своего производства, что сделает их более конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках.
Помимо этого, конкуренция с импортом делает компании более эффективными. В Европейском Союзе мы смогли оценить это напрямую: каждое однопроцентное увеличение импорта по отношению к ВВП ведёт к росту производительности труда на 0,6%. Такой результат мог бы быть очень полезен для России, так как барьеры для входа на важные рынки являются очень высокими, а производительность – относительно низкой.
Изменения в области регулирования также имеют значение.
Все члены ВТО придерживаются определённых принципов, касающихся того, как регулировать сельскохозяйственный и промышленный рынки и рынок услуг. Эти принципы включают в себя: соразмерные действия регуляторов, предотвращение дискриминации, научно-обоснованное регулирование и защита прав интеллектуальной собственности.
Применение этих принципов сделает условия коммерческой деятельности в России более предсказуемыми. В свою очередь, предсказуемые условия коммерческой деятельности будут способствовать увеличению частных инвестиций как внутри страны, так и из-за рубежа. А эти инвестиции помогут трансформировать российскую экономику через передачу технологий, инноваций и роста.
Всё это поставит российские компании в более выгодное положение для того, чтобы воспользоваться преимуществами экспортных возможностей от вступления в ВТО.
Сталелитейная промышленность будет среди первых, кто извлечет выгоду, потому что мы в Европе следуем нашим обязательствам в рамках ВТО и отказываемся от своей системы квот для импорта из России. Но и другие сектора экономики – металлургия, химическая промышленность, производство продуктов питания и напитков – также окажутся в выигрыше.
В связи с тем, что более широкий круг компаний становится конкурентоспособным на международной арене, они тоже будут пожинать плоды стабильных условий для экспорта на рынки всего мира.
Для Европы преимущества от вступления России в ВТО, возможно, ещё более очевидны: европейским экспортёрам будет легче получать доступ на четвёртый по величине экспортный рынок.
Таможенные пошлины упадут с 10% (в среднем) до уровня менее 8% в среднем, что означает экономию в 2,5 млрд евро в год и ежегодный торговый оборот стоимостью почти в 4 млрд евро.
Некоторые из наших наиболее конкурентных компаний индустрии обслуживания также будут легче получать доступ на российский рынок, в частности, в области финансов, телекоммуникаций и розничной торговли.
Перемещать товары через границу будет проще благодаря новым правилами определения таможенной стоимости, пошлинами и транзитным процедурами.
Импортёры сырьевых товаров из России тоже выиграют. Экспортные пошлины были ограничены для многих важных товаров и будут сокращены для основных производственных ресурсов, таких как древесина.
Более предсказуемое нормативно-правовое регулирование поможет многим европейским компаниям, которые инвестировали средства в Россию и на чью долю приходится почти треть иностранных инвестиций в экономику.
В долгосрочной перспективе Европа может только выиграть от более стабильной российской экономики с более широким слоем потребителей с высоким доходом. Наши текущие экономические трудности показали, насколько важны внешние источники экономического роста для нашего процветания.
А процветающая Европа, в свою очередь, очень выгодна для экономики России.
Таким образом, имеется потенциал для достижения взаимодополняющего, положительного результата.
Однако этот результат не является предрешённым.
Вступление в ВТО – это не конец пути. Это перекрёсток, предоставляющий российским властям право выбора направления развития страны.
Некоторые преимущества вступления появятся как прямой результат ясных и чётких обязательств по открытию рынка, которые взяла на себя Россия. Само собой разумеется, что эти обязательства должны быть реализованы в соответствии с тем, что было согласовано.
Но истинный приз – модернизация всей экономики и принятие России как страны, где можно надёжно и безопасно инвестировать средства и вести бизнес, – можно будет получить, только если Россия выберет главную дорогу и пойдёт по пути соблюдения и духа, и буквы соглашения о вступлении в ВТО.
Это означает использование принципов открытости и реформирования и их широкое применении.
На стратегическом уровне есть некоторые обнадёживающие знаки, что Россия пойдёт в этом направлении. Планы по экономической модернизации, которые Президент Путин обозначил за прошедшие месяцы, – именно то, что доктор прописал.
Он установил следующие цели: 25 миллионов новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности к 2020 году; увеличение производительности труда на 50% в ближайшие шесть лет; и перемещение России на 20-ое место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» за аналогичный период.
Реализация этих планов потребует реформирования такого масштаба, который выходит за замки обязательств ВТО. Это будет означать решение вопросов, связанных с недостатками в сфере верховенства закона, улучшение финансовой системы, продвижение инноваций, строительство инфраструктуры и, самое важное, привлечение большего числа иностранных инвестиций.
Европа готова помочь в этом процессе, если Россия пожелает работать с нами.
Например, в настоящее время мы добились значительного прогресса в переговорах в рамках ВТО по упрощению процедур торговли.
Упрощение процедур торговли чем-то напоминает Золушку в мире коммерческой политики: малоизвестное, но производящее глубокое впечатление. Хорошее соглашение об упрощении процедур торговли будет фактически означать большой скачок в сфере доступа на рынки по всему миру. Именно поэтому мы надеемся завершить эти переговоры в ближайшие месяцы.
Это огромная возможность для России. Правительство недавно приняло на себя значительные обязательства в этой сфере в рамках вступления в ВТО. Это шанс довести эти обязательства до их логического завершения. Поэтому я надеюсь, что Россия примет активное участие в этих переговорах.
Европейский Союз также поддерживает усилия России по вступлению в ОЭСР. Членство в этой организации откроет доступ к богатству знаний и опыта экономических реформ. Я надеюсь, что этот процесс сейчас тоже пойдёт быстрее.
Проект нового рамочного соглашения между ЕС и Россией является наиболее значимой инициативой, чем какая-либо из перечисленных. К сожалению, в данный момент переговоры застопорились. Но я хочу сказать вам, что Европейский Союз готов и хочет двигаться вперед и довести эти переговоры до успешного завершения. В частности, мы хотим этим новым соглашением заложить прочную экономическую основу.
Мы признаём, что России будет трудно взять на себя новые обязательства по доступу на рынок вскоре после вступления в ВТО. Мы не просим об этом.
Однако мы считаем, что есть возможность выйти на новый уровень по ряду вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования. Это будет иметь непосредственное влияние на торговые и инвестиционные отношения Европы с Россией. Это также даст нам возможность поддержать усилия Россия, направленные на реализацию заявленных целей по улучшению условий коммерческой деятельности. У Европы один из самых передовых режимов нормативно-правового регулирования. У нас есть полезный опыт, которым мы можем поделиться.
Я думаю, было бы справедливо допустить, что создание таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью осложнило этот процесс. Европейский Союз приветствует данную инициативу, поскольку она содействует либерализации и следует принципам ВТО. Но нашим приоритетом остаётся в первую очередь развитие отношений с Россией, и я уверен, что Россия это понимает. Если оставить в стороне важность её экономики, Россия единственная из этих трёх стран, кто в настоящее время является членом ВТО. Помимо этого, политическая ситуация в Беларуси по-прежнему вызывает глубокую обеспокоенность у Европейского Союза.
Поэтому мы надеемся, что Россия согласится с прагматичными решениями, которые мы предложили, с тем, чтобы продвинуться в наших двусторонних переговорах в ближайшем будущем.
Дамы и господа,
Там, где есть главная дорога, есть также и второстепенная.
В данном случае, второстепенной дорогой для России может стать минималистский подход к своим обязательствам в рамках ВТО. Подход, нацеленный на минимизацию влияния обязательств по ВТО на компании, искусственно защищаемые существующей системой.
Очевидно, что чем меньше Россия реформирует условия коммерческой деятельности, тем труднее будет международным конкурентоспособным компаниям развиваться. Такой подход не будет содействовать будущим иностранным инвестициям, которые уже значительно сократились в ходе текущего экономического кризиса.
России также следует понять, что препятствование конкуренции, которой членство в ВТО призвано содействовать, будет иметь прямые последствия.
В этой связи есть ряд конкретных примеров, которые требуют нашего внимания и вызывают серьёзную обеспокоенность.
Во-первых, закон об утилизационном сборе. Европа полностью поддерживает основную экологическую цель этого закона; у нас самих есть эффективное законодательство в этой сфере, в основе которого лежит разделение ответственности между государством и промышленностью. Но, хочу отметить, без каких-либо сборов.
Но у нас есть серьёзнейшие опасения по поводу идеи взимания сбора только с импортных автомобилей. Это ставит европейских производителей в невыгодное положение и противоречит самым базовым правилам ВТО.
В результате, это будет означать, что пошлины на ввозимые автомобили будут значительно выше, чем до вступления России в ВТО. Поэтому я настоятельно призываю Россию пересмотреть применение данного закона в его нынешнем виде.
Во-вторых, запрет на импорт живых животных представляет собой очевидный пример регулятивной меры, используемой как инструмент торговой защиты. Запрет на ввоз всех живых животных не соразмерен рискам, против которых он направлен. Запрет на ввоз живых свиней является еще более непропорциональным, учитывая тот факт, что он был вызван незначительными недочётами, обнаруженными в ходе инспекций, и не имеет под собой какого-либо значимого научного обоснования. Такие вопросы особенно важны для Европейского Союза, так как почти 10% всего нашего сельскохозяйственного экспорта приходится на Россию.
В-третьих, у нас вызывает обеспокоенность то, что, как нам кажется, является чрезмерным использованием процедур торговой защиты в отношении сталелитейной продукции, коммерческих автомобилей и комбайнов. За прошедшие месяцы было начато два антидемпинговых расследования и одно защитное расследование. У нас есть серьёзные сомнения в отношении всех трёх.
Эти и другие вызывающие нашу обеспокоенность меры объединяет то, что они касаются продукции, которая в значительной степени будет затронута в результате открытия рынка в соответствии с обязательствами России в рамках ВТО. Это является плохим сигналом в то время, когда либерализация должна продвигаться.
Как мы все знаем, членство в ВТО означает, что страна подпадает под действие механизма урегулирования споров данной организации.
России следует понимать, что Европа очень серьёзно относится к этому механизму, и что мы без колебаний будем отстаивать свои права там, где они нарушаются.
Естественно, мы предпочитаем другой способ решения этих вопросов – поиск согласованных решений. Я довольно ясно дал понять, что предпочтительный путь для нас – путь наибольшей открытости через переговоры.
Дамы и господа,
Я уверен, что будущие поколения будут рассматривать вступление России в ВТО как поворотный момент в её экономической истории.
Но только Россия может решить, каковы будут результаты.
Только Россия может решить, по какому пути пойти сейчас.
Главная дорога ведёт к большему процветанию и укреплению связей с Европейским Союзом.
Напротив, второстепенная дорога сведёт вступление России в ВТО к соглашению на бумаге, немного поддержав рост или продвинув наши отношения. Выбор этого пути станет отказом от возможностей.
Если есть сомнения, я бы рекомендовал главную дорогу. Россия и Европейский Союз уже многое выиграли от отношений друг с другом. Возможные преимущества от их углубления многочисленны. Особенно во времена экономической неопределённости обеим сторонам следует использовать этими преимуществами.
В прошлом Россия много раз доказывала, что может принимать значимые решения в значимых ситуациях.
Сейчас вновь настало время выбрать, чтобы двигаться вперёд.
Благодарю за внимание».
По материалам представительства ЕС в РФ.
«Дамы и господа,
Экономические отношения между Россией и странами к западу от неё всегда были тесными и сложными.
Европейский Союз и Россия являются экономическими игроками на мировой арене, которые связаны еще и близким соседством. Мы всегда останемся важными экономическими партнёрами.
Но наши различия сделали наши отношения сложными.
Россия – крупнейший производитель энергоресурсов в мире; Европа – один из основных импортёров энергоносителей.
Европа – крупнейший в мире экспортёр промышленных товаров и услуг с высокой добавочной стоимостью; торговля России ориентирована на сырьевые товары, такие как газ, металлы и древесина.
Нас сильно отличает степень и характер участия государства в экономике.
В результате наше тесное сотрудничество часто сопровождает глубокое чувство расхождения во мнениях.
На самом деле, я думаю, что обе стороны согласятся, что есть возможность для улучшения наших отношений.
Вступление России во Всемирную торговую организацию две недели назад представляет собой прекрасную возможность для достижения реального прогресса.
При правильном подходе вступление в ВТО принесёт преимущества, которые укрепят экономику России и сделают её отношения с Европой более тесными.
Членство в ВТО, в первую очередь, будет содействовать ускорению экономического роста России.
Внушительные запасы энергоресурсов и сырьевых товаров принесли огромное богатство нашему восточному соседу.
Но ни одна страна не захочет ставить своё будущее в зависимость от того, как повернётся колесо фортуны на сырьевых рынках.
Большие изменения могут быть неожиданными. Например, технологии меняют газовую промышленность, что, весьма вероятно, означает снижение цен в долгосрочной перспективе.
Поэтому России необходимо расширить базу своего экономического успеха. В России уже есть компании с большими перспективами. Но более широкая диверсификация экономики в секторах с более высокой добавочной стоимостью будет возможна, только если будут правильные базовые условия.
Членство в ВТО может помочь создать эти условия.
Во-первых, Россия получит преимущество от открытия своего рынка.
Это может удивить, но это является экономическим фактом: более дешёвый импорт выгоден как российским потребителям, так и российскому бизнесу. У потребителей возрастёт покупательская способность. Компании получат доступ к более дешёвому и более качественному сырью для своего производства, что сделает их более конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках.
Помимо этого, конкуренция с импортом делает компании более эффективными. В Европейском Союзе мы смогли оценить это напрямую: каждое однопроцентное увеличение импорта по отношению к ВВП ведёт к росту производительности труда на 0,6%. Такой результат мог бы быть очень полезен для России, так как барьеры для входа на важные рынки являются очень высокими, а производительность – относительно низкой.
Изменения в области регулирования также имеют значение.
Все члены ВТО придерживаются определённых принципов, касающихся того, как регулировать сельскохозяйственный и промышленный рынки и рынок услуг. Эти принципы включают в себя: соразмерные действия регуляторов, предотвращение дискриминации, научно-обоснованное регулирование и защита прав интеллектуальной собственности.
Применение этих принципов сделает условия коммерческой деятельности в России более предсказуемыми. В свою очередь, предсказуемые условия коммерческой деятельности будут способствовать увеличению частных инвестиций как внутри страны, так и из-за рубежа. А эти инвестиции помогут трансформировать российскую экономику через передачу технологий, инноваций и роста.
Всё это поставит российские компании в более выгодное положение для того, чтобы воспользоваться преимуществами экспортных возможностей от вступления в ВТО.
Сталелитейная промышленность будет среди первых, кто извлечет выгоду, потому что мы в Европе следуем нашим обязательствам в рамках ВТО и отказываемся от своей системы квот для импорта из России. Но и другие сектора экономики – металлургия, химическая промышленность, производство продуктов питания и напитков – также окажутся в выигрыше.
В связи с тем, что более широкий круг компаний становится конкурентоспособным на международной арене, они тоже будут пожинать плоды стабильных условий для экспорта на рынки всего мира.
Для Европы преимущества от вступления России в ВТО, возможно, ещё более очевидны: европейским экспортёрам будет легче получать доступ на четвёртый по величине экспортный рынок.
Таможенные пошлины упадут с 10% (в среднем) до уровня менее 8% в среднем, что означает экономию в 2,5 млрд евро в год и ежегодный торговый оборот стоимостью почти в 4 млрд евро.
Некоторые из наших наиболее конкурентных компаний индустрии обслуживания также будут легче получать доступ на российский рынок, в частности, в области финансов, телекоммуникаций и розничной торговли.
Перемещать товары через границу будет проще благодаря новым правилами определения таможенной стоимости, пошлинами и транзитным процедурами.
Импортёры сырьевых товаров из России тоже выиграют. Экспортные пошлины были ограничены для многих важных товаров и будут сокращены для основных производственных ресурсов, таких как древесина.
Более предсказуемое нормативно-правовое регулирование поможет многим европейским компаниям, которые инвестировали средства в Россию и на чью долю приходится почти треть иностранных инвестиций в экономику.
В долгосрочной перспективе Европа может только выиграть от более стабильной российской экономики с более широким слоем потребителей с высоким доходом. Наши текущие экономические трудности показали, насколько важны внешние источники экономического роста для нашего процветания.
А процветающая Европа, в свою очередь, очень выгодна для экономики России.
Таким образом, имеется потенциал для достижения взаимодополняющего, положительного результата.
Однако этот результат не является предрешённым.
Вступление в ВТО – это не конец пути. Это перекрёсток, предоставляющий российским властям право выбора направления развития страны.
Некоторые преимущества вступления появятся как прямой результат ясных и чётких обязательств по открытию рынка, которые взяла на себя Россия. Само собой разумеется, что эти обязательства должны быть реализованы в соответствии с тем, что было согласовано.
Но истинный приз – модернизация всей экономики и принятие России как страны, где можно надёжно и безопасно инвестировать средства и вести бизнес, – можно будет получить, только если Россия выберет главную дорогу и пойдёт по пути соблюдения и духа, и буквы соглашения о вступлении в ВТО.
Это означает использование принципов открытости и реформирования и их широкое применении.
На стратегическом уровне есть некоторые обнадёживающие знаки, что Россия пойдёт в этом направлении. Планы по экономической модернизации, которые Президент Путин обозначил за прошедшие месяцы, – именно то, что доктор прописал.
Он установил следующие цели: 25 миллионов новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности к 2020 году; увеличение производительности труда на 50% в ближайшие шесть лет; и перемещение России на 20-ое место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» за аналогичный период.
Реализация этих планов потребует реформирования такого масштаба, который выходит за замки обязательств ВТО. Это будет означать решение вопросов, связанных с недостатками в сфере верховенства закона, улучшение финансовой системы, продвижение инноваций, строительство инфраструктуры и, самое важное, привлечение большего числа иностранных инвестиций.
Европа готова помочь в этом процессе, если Россия пожелает работать с нами.
Например, в настоящее время мы добились значительного прогресса в переговорах в рамках ВТО по упрощению процедур торговли.
Упрощение процедур торговли чем-то напоминает Золушку в мире коммерческой политики: малоизвестное, но производящее глубокое впечатление. Хорошее соглашение об упрощении процедур торговли будет фактически означать большой скачок в сфере доступа на рынки по всему миру. Именно поэтому мы надеемся завершить эти переговоры в ближайшие месяцы.
Это огромная возможность для России. Правительство недавно приняло на себя значительные обязательства в этой сфере в рамках вступления в ВТО. Это шанс довести эти обязательства до их логического завершения. Поэтому я надеюсь, что Россия примет активное участие в этих переговорах.
Европейский Союз также поддерживает усилия России по вступлению в ОЭСР. Членство в этой организации откроет доступ к богатству знаний и опыта экономических реформ. Я надеюсь, что этот процесс сейчас тоже пойдёт быстрее.
Проект нового рамочного соглашения между ЕС и Россией является наиболее значимой инициативой, чем какая-либо из перечисленных. К сожалению, в данный момент переговоры застопорились. Но я хочу сказать вам, что Европейский Союз готов и хочет двигаться вперед и довести эти переговоры до успешного завершения. В частности, мы хотим этим новым соглашением заложить прочную экономическую основу.
Мы признаём, что России будет трудно взять на себя новые обязательства по доступу на рынок вскоре после вступления в ВТО. Мы не просим об этом.
Однако мы считаем, что есть возможность выйти на новый уровень по ряду вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования. Это будет иметь непосредственное влияние на торговые и инвестиционные отношения Европы с Россией. Это также даст нам возможность поддержать усилия Россия, направленные на реализацию заявленных целей по улучшению условий коммерческой деятельности. У Европы один из самых передовых режимов нормативно-правового регулирования. У нас есть полезный опыт, которым мы можем поделиться.
Я думаю, было бы справедливо допустить, что создание таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью осложнило этот процесс. Европейский Союз приветствует данную инициативу, поскольку она содействует либерализации и следует принципам ВТО. Но нашим приоритетом остаётся в первую очередь развитие отношений с Россией, и я уверен, что Россия это понимает. Если оставить в стороне важность её экономики, Россия единственная из этих трёх стран, кто в настоящее время является членом ВТО. Помимо этого, политическая ситуация в Беларуси по-прежнему вызывает глубокую обеспокоенность у Европейского Союза.
Поэтому мы надеемся, что Россия согласится с прагматичными решениями, которые мы предложили, с тем, чтобы продвинуться в наших двусторонних переговорах в ближайшем будущем.
Дамы и господа,
Там, где есть главная дорога, есть также и второстепенная.
В данном случае, второстепенной дорогой для России может стать минималистский подход к своим обязательствам в рамках ВТО. Подход, нацеленный на минимизацию влияния обязательств по ВТО на компании, искусственно защищаемые существующей системой.
Очевидно, что чем меньше Россия реформирует условия коммерческой деятельности, тем труднее будет международным конкурентоспособным компаниям развиваться. Такой подход не будет содействовать будущим иностранным инвестициям, которые уже значительно сократились в ходе текущего экономического кризиса.
России также следует понять, что препятствование конкуренции, которой членство в ВТО призвано содействовать, будет иметь прямые последствия.
В этой связи есть ряд конкретных примеров, которые требуют нашего внимания и вызывают серьёзную обеспокоенность.
Во-первых, закон об утилизационном сборе. Европа полностью поддерживает основную экологическую цель этого закона; у нас самих есть эффективное законодательство в этой сфере, в основе которого лежит разделение ответственности между государством и промышленностью. Но, хочу отметить, без каких-либо сборов.
Но у нас есть серьёзнейшие опасения по поводу идеи взимания сбора только с импортных автомобилей. Это ставит европейских производителей в невыгодное положение и противоречит самым базовым правилам ВТО.
В результате, это будет означать, что пошлины на ввозимые автомобили будут значительно выше, чем до вступления России в ВТО. Поэтому я настоятельно призываю Россию пересмотреть применение данного закона в его нынешнем виде.
Во-вторых, запрет на импорт живых животных представляет собой очевидный пример регулятивной меры, используемой как инструмент торговой защиты. Запрет на ввоз всех живых животных не соразмерен рискам, против которых он направлен. Запрет на ввоз живых свиней является еще более непропорциональным, учитывая тот факт, что он был вызван незначительными недочётами, обнаруженными в ходе инспекций, и не имеет под собой какого-либо значимого научного обоснования. Такие вопросы особенно важны для Европейского Союза, так как почти 10% всего нашего сельскохозяйственного экспорта приходится на Россию.
В-третьих, у нас вызывает обеспокоенность то, что, как нам кажется, является чрезмерным использованием процедур торговой защиты в отношении сталелитейной продукции, коммерческих автомобилей и комбайнов. За прошедшие месяцы было начато два антидемпинговых расследования и одно защитное расследование. У нас есть серьёзные сомнения в отношении всех трёх.
Эти и другие вызывающие нашу обеспокоенность меры объединяет то, что они касаются продукции, которая в значительной степени будет затронута в результате открытия рынка в соответствии с обязательствами России в рамках ВТО. Это является плохим сигналом в то время, когда либерализация должна продвигаться.
Как мы все знаем, членство в ВТО означает, что страна подпадает под действие механизма урегулирования споров данной организации.
России следует понимать, что Европа очень серьёзно относится к этому механизму, и что мы без колебаний будем отстаивать свои права там, где они нарушаются.
Естественно, мы предпочитаем другой способ решения этих вопросов – поиск согласованных решений. Я довольно ясно дал понять, что предпочтительный путь для нас – путь наибольшей открытости через переговоры.
Дамы и господа,
Я уверен, что будущие поколения будут рассматривать вступление России в ВТО как поворотный момент в её экономической истории.
Но только Россия может решить, каковы будут результаты.
Только Россия может решить, по какому пути пойти сейчас.
Главная дорога ведёт к большему процветанию и укреплению связей с Европейским Союзом.
Напротив, второстепенная дорога сведёт вступление России в ВТО к соглашению на бумаге, немного поддержав рост или продвинув наши отношения. Выбор этого пути станет отказом от возможностей.
Если есть сомнения, я бы рекомендовал главную дорогу. Россия и Европейский Союз уже многое выиграли от отношений друг с другом. Возможные преимущества от их углубления многочисленны. Особенно во времена экономической неопределённости обеим сторонам следует использовать этими преимуществами.
В прошлом Россия много раз доказывала, что может принимать значимые решения в значимых ситуациях.
Сейчас вновь настало время выбрать, чтобы двигаться вперёд.
Благодарю за внимание».
По материалам представительства ЕС в РФ.