Дополнительные материалы журнала "Металлы Евразии"



01.02.2012

Экспортный контроль и экономические санкции

В период между 1998 и 2010 гг. деловые возможности Главкосмоса (российской космической организации) были существенно ограничены, поскольку он нарушил американские правила экспортного контроля. В рамках введения санкций власти США запретили этой организации экспортировать или импортировать товары из данной страны и перекрыли ей возможности получения любой американской помощи. Это привело к значительным потерям Главкосмоса.

Российские компании, возможно, не всегда отдают себе отчет в том, что отдельные товары, которые они экспортируют, даже невоенного назначения, могут подлежать экспортному контролю или быть предметом санкций. Например, по некоторым видам никелевых, кобальтовых сплавов и сплавов на основе железа, или некоторым контрактам по обслуживанию (ремонту) необходимо получать разрешение, прежде чем они будут экспортированы в ЕС или в США.

Аналогичным образом экономические санкции, вводимые ООН, ЕС и США против некоторых стран (по соображениям поддержания мира и безопасности), могут ограничить продажи определенных товаров или передачу денежных средств некоторым организациям или лицам даже в случае, если это сделано какой-то российской компанией.

Российские компании, экспортирующие с территории ЕС или транзитирующие товары через ЕС, должны проверять, затрагивается ли их деятельность экспортным контролем или экономическими санкциями, и, если это так, обеспечивать соблюдение правил во избежание санкций.

ЕС принял финансовые санкции, экспортные ограничения и другие ограничительные меры против Ливии и Сирии. Он также расширил перечень действующих санкций против Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Бирмы, Китая, Демократической Республики Конго, Хорватии, Эритреи, Республики Гвинея, Гаити, Ирана, Ирака, Северной Кореи, Ливана, Либерии, Молдовы, Сербии, Черногории, Сомали, Судана, Сирии и Зимбабве, а также против определенных террористических групп и лиц, связанных с террористическими организациями, независимо от страны их гражданства.

Компании должны иметь в виду эти санкции, когда заключают деловые сделки. В самом деле, существуют различные типы санкций, которые могут оказывать отрицательное влияние на производство и торговлю металлами, включая:
- полный запрет на экспорт и импорт;
- финансовые ограничения (например, в отношении оплаты счетов);
- целевое замораживание денежных средств определенных компаний и организаций;
- ограничения на продажу военного имущества и товаров двойного назначения, в том числе некоторых видов сырья.

К числу наиболее часто применяемых санкций относится финансовое замораживание фондов. В этом случае предоставление каких-либо сумм напрямую или косвенным образом запрещено по определению. Фонд – это нечто, обладающее стоимостью. Это означает, что даже если кто-то не переводит напрямую средства соответствующей организации, он может все же попасть в сферу действия санкций, если в результате какой-то другой сделки денежные средства становятся доступными для этой организации. Например, если какая-нибудь компания ЕС покупает металлы у другой европейской компании, которая в свою очередь будет получать руду от компании, являющейся объектом санкций, эта сделка подпадет под действие режима санкций ЕС.

Вводимые санкции обычно являются обязательными для всех граждан стран ЕС, компаний ЕС и неевропейских компаний в части, относящейся к бизнесу на территории ЕС. На практике, однако, некоторые виды санкций могут иметь экстерриториальное применение. Определенные виды санкций применяются, например, к компаниям, «ведущим бизнес с ЕС». Это означает, что российские компании, которые обычно осуществляют деловые операции с ЕС, подпадают под действие санкций даже в том случае, если та или иная конкретная операция не имеет отношения к ЕС.

Кроме того, в некоторых случаях сфера применения санкций может быть столь обширной, что они эффективно препятствуют любому бизнесу со страной, подпадающей под их действие. Это может иметь место, например, когда санкции нацелены на все торговые порты поступления грузов, которые существуют в соответствующей стране.

В отношении сделок, подпадающих под действие режима санкций ЕС, могут действовать определенные исключения и изъятия – например, для деятельности гуманитарного характера – но лишь при соблюдении определенных, весьма жестких условий, причем они должны быть одобрены в индивидуальном порядке (в зависимости от типа контракта, рода деятельности, но независимо от компании, совершающей сделку) властями соответствующей страны – члена ЕС.

По соображениям внешней политики и безопасности определенные статьи экспорта подвергаются мониторингу и контролю. Они охватывают наиболее очевидные позиции – такие как тяжелое вооружение и стрелковое оружие, а также «товары двойного назначения» (например, некоторые типы компрессоров или труб из нержавеющей стали). ЕС разработал основы законодательства, которое запрещает нелицензированную передачу товаров двойного назначения и технологий.
К позициям двойного назначения относятся товары и технологии, которые разработаны для гражданских нужд, но могут быть использованы в военном деле или в производстве оружия массового поражения.

Интересно отметить, что Инструкция, относящаяся к позициям двойного назначения (Инструкция 428/2009), не применяется только к экспорту этих позиций с территории ЕС. Она применяется, однако, если товары транзитируются по территории ЕС, или если те или иные физические лица или компании ЕС предоставляют брокерские услуги (т.е. помогают в осуществлении продажи или в проведении соответствующих переговоров) в отношении позиций двойного назначения. В этих случаях, Инструкция будет применяться, даже если товары экспортируются из какой-нибудь третьей страны в другую в обход территории ЕС.
Если товары охвачены Инструкцией, (российский) экспортер должен будет обратиться за разрешением на экспорт до осуществления сделки.

В дополнение к регулированию продаж и экспорта ряда конкретных товаров двойного назначения Инструкция также включает положение об охвате всех позиций (catch-all clause). Это положение позволяет странам – членам ЕС контролировать товары и технологии, не перечисленные в Инструкции в случаях, когда они имеют основания считать, что товары будут использованы в недозволенных целях, например, страной, находящейся под эмбарго по поставкам оружия, или когда имеется подозрение, что товары послужат в конечном счете для создания оружия массового поражения.

Это положение требует, чтобы компании тщательно проверяли своих клиентов, поскольку те могут быть объектом обеспечительных мер даже в том случае, если поставляемые им товары не фигурируют в соответствующем списке.

30 июня 2011 года Европейская комиссия одобрила «Зеленый документ» по системе экспортного контроля ЕС в отношении товаров двойного назначения. «Зеленый документ» инициирует публичные дискуссии по вопросам функционирования этой системы. Он делится на три части: первая определяет общий контекст экспортного контроля; вторая имеет дело с конкретными вопросами в рамках действующей Инструкции и в третьей выработано средне- и долгосрочное видение экспортного контроля ЕС.

Все заинтересованные стороны, включая нерезидентов ЕС, приглашаются к предоставлению ответов на вопросы, обозначенные в данном документе. С учетом статуса обсуждений любые предложения должны быть даны в возможно короткие сроки.

Наказания за несоблюдение санкций и инструкций в отношении позиций двойного назначения устанавливаются властями стран – членов ЕС. ЕС обеспечивает только их эффективность, соразмерность и создание условий по недопущению нарушений в будущем. Например, в Великобритании максимальное наказание за нарушение экономических санкций – это заключение сроком на 7 лет и/или неограниченный какими-либо пределами штраф. Подобным же образом в Германии может быть вынесен приговор с минимальным сроком 2 года, а с максимальным – 15 лет. Даже в случаях халатности власти Германии могут вынести приговор о заключении в тюрьму сроком до 3 лет или решение о карательном штрафе суммой до 1,8 млн евро.

При заключении международных сделок компании должны помнить о режимах ЕС, предусматривающих экономические и финансовые санкции, а также о его экспортном контроле в отношении позиций двойного назначения. Компаниям рекомендуется принимать программы соблюдения правил экспорта в целях обеспечения всеми участниками осуществляемых ими сделок необходимой прозрачности применительно к соответствующим санкциям и правилам ЕС. Такие программы являются наиболее эффективной гарантией, что та или иная сделка не нарушает далеко идущие и часто экстерриториальные санкции и правила ЕС.

Октябрь 2011 г.

По материалам юридической компании Sidley Austin LLP (Брюссель).

Возврат к списку