Новости

28.07.2009

Первый вице-президент Вадим Морозов: ОАО «РЖД» перевыполняет план оснащения спутниковой навигацией железнодорожных транспортных средств

27 июля в Москве состоялась III Международная научно-практическая конференция «Спутниковые технологии на службе железнодорожного транспорта» и выставка «Космотранс-2009». На них были представлены новейшие разработки в части программно-аппаратных средств обеспечения комплексной безопасности, создания локомотивных интеллектуальных систем управления движением и многое другое.

- Компания уже перевыполнила установленные на период до 2011 года правительством Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» значения базового индикатора по уровню оснащения спутниковой навигацией железнодорожных транспортных средств, - рассказал на открытии выставки первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов.

По его словам, процент внедрения отечественных спутниковых разработок на железнодорожные транспортные единицы составил 35%, что превосходит даже параметры авиационного транспорта (17%).

Общий объем технических единиц, оснащенных средствами спутниковой навигации, приблизился к 12 тыс. единиц. При этом в рамках создания комплексных систем безопасности в ОАО «РЖД» более 9,7 тыс. ед. подвижного состава оснащено комплексными локомотивными устройствами безопасности (КЛУБ-У и КЛУБ-УП), в состав которых входит отечественный спутниковый навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS Ижевского радиозавода.

Основное внимание на конференции было уделено анализу накопленного опыта использования спутниковых технологий в деятельности ОАО «РЖД», в частности, использования спутниковых данных ГЛОНАСС/GPS в информационно-управляющих системах.

Вадим Морозов привел пример Центра управления перевозками Октябрьской дороги, откуда абсолютно прозрачно виден и управляем в режиме реального времени весь дорожный полигон.

Специалистами российских железных дорог была разработана технология спутникового мониторинга работы тяжелой ремонтной техники в «окнах», позволяющая сократить время «закрытия» перегонов и экономить затраты ресурсов. Реализуются технологии мониторинга дислокации и поддержки принятия решений по направлению восстановительных поездов, создания высокоточных координатных систем на основе спутниковых референцных станций для обеспечения контроля состояния путевой инфраструктуры.

- Спутниковые технологии способствуют решению задач инновационного прорыва ОАО «РЖД» в условиях финансово-экономического кризиса, - отметил в своем выступлении старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, - тем более что ОАО «РЖД» уже перешло от решения локальных технологических задач к единым интеллектуальным комплексам управления на основе систем спутниковой навигации и цифровой радиосвязи.

По экспертным оценкам, внедрение указанных инноваций в данной области способно на 20 - 25% снизить затраты на проведение инженерно- изыскательских и проектных работ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации железных дорог.

Спутниковые технологии позволяют ОАО «РЖД» эффективно организовать работу по доставки грузов на объекты строительства Олимпиады-2014 и осуществить безопасную перевозку пассажиров в период проведения Олимпийских игр. В рамках этого проекта будет создан уникальный комплекс управления и обеспечения безопасности, разработанный совместно со специалистами Finmeccanicca который составит серьезную конкуренцию по стоимости и реализуемым функциям европейской системе ERTMS.

Для обеспечения системного подхода к использованию спутниковых технологий в ОАО «РЖД» в декабре 2008 г. была принята «Концепция и Программа внедрения спутниковых технологий в основную деятельность ОАО «РЖД» на период до 2015 года».

Концепция предусматривает реализацию комплекса технических и технологических задач, обеспечивающих на среднесрочную перспективу приведение уровня качества транспортных услуг и безопасности перевозок на железных дорогах России в соответствие с требованиями населения и экономики, а также лучшими мировыми стандартами с безусловным сохранением высокого уровня готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях, соответствующего требованиям обороноспособности и безопасности страны.

В качестве таких приоритетных направлений были определены следующие:
- применение спутниковых технологий для контроля и управления подвижным составом в целях ресурсосбережения (экономия энергопотребления, топлива и снижение износа в системе «колесо-рельс»);
- внедрение систем интервального регулирования движения поездов с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала для повышения плотности поездопотоков;
- создание принципиально новых комплексных систем диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава, позволяющих перейти к осуществлению ремонтов по фактическому состоянию;
- оптимизация работы путевой ремонтной техники «в окнах» в увязке с управлением поездной работой с целью обеспечения максимальной пропускной способности железных дорог;
- оптимизация работы инфраструктурных хозяйств за счет повышения уровня автоматизации и перехода от информационных к информационно-управляющим системам на основе объективной информации о движении подвижного состава, состоянии путевого хозяйства и инфраструктуры, получаемой с помощью средств космической навигации, мониторинга и связи;
- контроль за перевозками опасных грузов с целью предупреждения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
- предупреждение рисков неблагоприятных воздействий на железнодорожную инфраструктуру потенциально-опасных природно-техногенных процессов и минимизации затрат на устранение возможных последствий;
- создание высокоточного координатного и планово-картографического обеспечения для целей снижения затрат и трудоемкости при проведении инженерно-геодезических изысканий при проектировании, строительстве и эксплуатации железных дорог.

По материалам ОАО «РЖД».

Возврат к списку