Новости

07.12.2009

Директор по производству ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» Игорь Александров дал интервью газете «Гудок»

«Столько, сколько нужно».
НКМК намерен стать 100-процентным поставщиком стометровых рельсов для ОАО «РЖД»

Новокузнецкий металлургический комбинат (НКМК, входит в группу «Евраз») – давний партнёр ОАО «РЖД» и основной российский поставщик рельсов для железнодорожной компании. О том, как предприятие стремится удержать свои позиции, в интервью «Гудку» рассказал Игорь Александров.

– Игорь Викторович, основной вид продукции НКМК – рельсы. Расскажите, как происходит процесс взаимодействия ваших специалистов и представителей ОАО «РЖД» в процессе освоения новых технологий?

– С представителями ОАО «РЖД» мы работаем в тесном сотрудничестве. Они проводят у нас так называемый «аудит второй стороны» – оценивают качество продукции и высказывают свои пожелания. Мы их учитываем и изменяем технологии производства, стараясь сократить издержки, повысить качество продукции. Задействованы в этом процессе и различные научно-исследовательские институты. Периодически на комбинат приезжают представители Центра аудиторской проверки ОАО «РЖД».
В процессе освоения новых технологий мы должны соблюдать требования «Регламента внесения изменений в технологические процессы производства рельсовой продукции». Чёткое выполнение этих требований контролирует старший инспектор ОАО «РЖД», который согласовывает все изменения в технологических процессах. Ему подчинены сотрудники отдела технического контроля. После всех согласований проводится опытная плавка или прокатка, а затем мы испытываем изделия в центральной лаборатории НКМК или на полигоне.

– Над чем сейчас работают специалисты техуправления НКМК?

– В конце текущего года мы запланировали произвести выплавку рельсовой стали, модифицированной барием. Хотели сделать это раньше, но из-за кризиса пришлось пересмотреть планы. Также разрабатываем технологию микролегирования рельсовой стали феррониобием. Это позволит повысить работоспособность и эксплуатационную стойкость рельсов примерно на 15–20%. Но это пока теория. Мы ещё не проверили результаты на практике, поэтому называть цифры сложно. Надеюсь, что в 2010 году сможем сообщить о результатах разработки.

– То есть техуправление НКМК занимается только повышением качества продукции?
 
– В процессе разработки новых технологий мы не только повышаем качество продукции, но и сокращаем издержки производства. С одной стороны, мы постоянно расширяем сортамент, внедряем на НКМК систему операционных улучшений, вносим рацпредложения. А с другой – реализуем масштабные инвестиционные проекты. Например, осваиваем производство контррельсового уголка повышенной износостойкости из низколегированной хромом марки стали. Идёт отработка технологии внепечной обработки и вакуумирования рельсовой стали. Реализуется первый этап инвестиционного проекта «Евраза» по реконструкции рельсо-балочного цеха. Уже поступило новое оборудование, в начале 2010 года начнётся его монтаж.
Российские металлурги хотят довести свои рельсы до высокоскоростных стандартов.

– Наверняка ваш комбинат, как и компания «Евраз» в целом, следит за мировым опытом в производстве рельсовой продукции. На кого равняетесь в этой области?

– Законодателями здесь являются японская Nippon Steel, англо-французская Corus и австрийская Voestalpine.

– Насколько продукция НКМК приближена к мировому уровню?

– После завершения первого этапа реконструкции рельсо-балочного цеха в 2010 году наши изделия будут соответствовать мировым стандартам по контролю готовой продукции, точности изготовления профиля и прямолинейности. Это позволит нам поставлять рельсы для высокоскоростного движения.
Сейчас наши рельсы соответствуют мировым стандартам по износостойкости, но по прямолинейности уступают зарубежным аналогам. Как раз эту задачу нам и предстоит решить в следующем году.

– Сколько денег и времени НКМК понадобится на полную реконструкцию?
 
– Мы не называем инвестиции, но планируем завершить реконструкцию в 2011 году. Хотя 100-метровые рельсы сможем производить опытными партиями уже в следующем году. Сейчас на НКМК выпускаются рельсы длиной 25 м.

– В каких объёмах тогда могут производиться промышленные партии?
 
– Сейчас нас сдерживает термоотделка. Из-за её нынешней технологии – закалки в масле – мы не можем загружать стан на полную мощность. Реконструкция рельсобалочного цеха НКМК затрагивает и это направление, поэтому мы сможем значительно увеличить объёмы. Но они будут зависеть от РЖД.

– В РЖД говорят, что готовы забирать у «Евраза» весь объём 100-метровых рельсов.

– Мы будем производить столько, сколько закажут РЖД. Могу сказать, что сейчас НКМК выпускает около 600 тыс. тонн рельсов в год. В общем объёме закупок РЖД на рельсы НКМК приходится 73%. Ещё 27% рельсов для РЖД производит Нижнетагильский металлургический комбинат – другое предприятие «Евраза».

– То есть конкурентов в процессе реализации рельсовой продукции для РЖД у вас нет?

– В России нет.

– А внутри «Евраза» есть конкуренция?

– Это не конкуренция, наоборот – мы постоянно обмениваемся опытом.

– Какая доля у НКМК на мировом рынке рельсовой продукции?

– Около 8%.

Беседовал Клим Палеха.

По материалам Evraz Group S.A.

Возврат к списку