Новости

22.12.2009

Управляющий директор ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» Глеб Мохов дал интервью газете «Кузбасс»

«Из кризиса на новых рельсах хочет выйти Новокузнецкий меткомбинат»

10 лет назад металлурги Кузнецкого меткомбината пережили, пожалуй, самые тяжелые времена: низкие цены и постоянно падающий спрос на рельсы, трудности с поставками продукции в адрес железнодорожников, неплатежи. Для обновленного Новокузнецкого меткомбината 2009 год тоже выдался непростым. Однако в кризисный период на предприятии была развернута самая крупная программа модернизации в регионе. И цифры тут не главное. По признанию управляющего директора Новокузнецкого меткомбината Глеба Мохова, сейчас глаза у людей «загорелись». О том, какие основания для оптимизма у металлургов, мы и говорили с руководителем комбината.

-Глеб Владимирович, все же давайте начнем с того, как комбинат встретил кризис. Что происходило?

– Как и вся отрасль, мы начали этот год тяжело. Наш основной потребитель – ОАО «РЖД». Естественно, все, что происходит с железнодорожниками, сказывается на нас. В 4-м квартале 2008 года в связи с началом кризиса и общей стагнацией в промышленности у РЖД значительно упал грузооборот, снизились доходы. Это отразилось на инвестпрограммах, капитальных вложениях. Снизились объем и цена закупаемой продукции.
У управляющей компании «Евразхолдинг» тогда была договоренность с РЖД, нам удалось заключить договор об отгрузке рельсов с НКМК и другого предприятия холдинга – Нижнетагильского меткомбината.
Замечу, что при всех проблемах цены на услуги монополистов, в частности, энергетиков, остались неизменными. И при снижении объемов производства мы вынуждены были искать возможность повышения конкурентоспособности, чтобы остаться на рынке и повысить эффективность производства. Основная задача, которую мы ставили перед собой, – работа с издержками. Руководящий состав, профсоюзная организация в этой деятельности нас поддержали. В течение года был разработан ряд антикризисных программ, которые мы выполняем. Они позволили нам увеличить выпуск продукции, повысить ее качество в 2009 году и даже увеличить зарплату работникам – она возросла с начала года к декабрю примерно на 19%.

– Как конкретно сокращали издержки?

– Мы приступили к программе операционных улучшений. Создали банк идей, в который представители трудового коллектива вносят свои предложения, позволяющие снизить затраты производства. И сегодня эффект оценивается в десятки миллионов рублей. Удалось разработать программу энергосбережения, снизить затраты на энергетику, на материалы, на передел. Проводилась и оптимизация численности персонала, в частности, за счет вывода некоторых подразделений на аутсорсинг.

– К апрелю вы подошли к закрытию домны. И с этого момента НКМК перестал быть предприятием полного цикла. Что заставило пойти на столь серьезный шаг?

– Объем выпуска чугуна в доменном цехе не только на 100% обеспечивал собственное потребление электросталеплавильного цеха (ЭСПЦ), но давал возможность продавать его сторонним заказчикам. Однако в кризис рынок чугуна практически обнулился. Да и нам самим прежнего объема уже не надо было. В итоге мы половину производимого чугуна складировали, что приводило к сокращению оборотных средств. Так что в тот момент решение о закрытии домны было абсолютно обоснованным с точки зрения экономики. Кроме того, с закрытием домны НКМК значительно снизил выбросы в атмосферу – на 40%. Сейчас вопрос о возобновлении производства чугуна на НКМК не рассматривается. Мы приступили к демонтажу печи. Вообще нынешний уровень технологии, кооперация с предприятиями «Евраза» позволяют создать оптимальную схему работы ЭСПЦ.

– Самым больным вопросом стало увольнение людей...

– В целом высвобождение персонала на комбинате проходило весьма взвешенно, и если кто-то с комбината уходил, то получал значительную материальную поддержку. Также мы вовлекали сотрудников в различные программы адаптации, для того чтобы помочь людям сменить квалификацию, получить новую профессию или открыть собственный бизнес. Мы старались работать системно со взвешенным подходом к каждому подразделению, к каждому человеку.

– При этом на предприятии началась масштабная программа модернизации. Как все это сочетается?

– Реконструкция рельсобалочного производства – самый приоритетный проект в «Евразе». С его реализацией мы становимся единственными в нашей стране производителями рельсовой продукции мирового уровня. Этим все сказано.
Проект предусматривает значительное повышение качественных характеристик рельсов. Мы приблизимся к лучшим мировым образцам по таким показателям, как прямолинейность. Уже приобретена машина для гидросбива окалины, которая позволит повысить качество поверхности рельсов; машина клеймения для лучшей идентификации каждого рельса. Получили два пресса, которые позволят повысить прямолинейность рельсов. Будем разрабатывать и внедрять автоматические системы управления технологическим процессом. Сейчас готовимся к заключению контракта на поставку транспортного оборудования, оборудования дифференцированной закалки для повышения качественных характеристик рельсов. Ко второму полугодию 2010 года мы получим рельсы-супер 25 метров.
Есть проекты не столь масштабные, как реконструкция рельсобалочного производства, однако не менее значимые. К примеру, мы завершаем проект установки турбогенератора №4 на своей ТЭЦ для выработки дополнительной электроэнергии, в том числе и для собственных нужд. На рост тарифов мы влиять не можем, поэтому единственный способ – искать собственные резервы. Ведется и модернизация ЭСПЦ. Цель – повышение эффективности сталеплавильного агрегата и качества стали.

– Есть понимание того, что эти планы исполнятся?

– Все, о чем я сейчас сказал, будет выполнено на 100%. И меня радует, что люди в это тоже верят. Я разговариваю с работниками, ветеранами. У них глаза горят, они понимают, что у комбината есть будущее.
Конечно, для реализации планов необходимы инвестиции. Но мы поставили перед собой задачу и должны ее выполнить. У нас есть специалисты, мы занимаемся повышением квалификации кадров. Важно, что нам удалось сохранить основной костяк коллектива. И у нас нет намерений закрывать какие-либо подразделения в 2010 году. Напротив, мы рассчитываем на новые интересные проекты, которые позволят обеспечить стабильный выпуск продукции НКМК.

КАДРЫ
Командный рост
38 сотрудников Новокузнецкого металлургического комбината в 2009 году уже подали заявки для участия в программе подготовки стратегического кадрового резерва «Евраза». Лучшие участники, успешно прошедшие все этапы отбора, весной 2010 года приступят к обучению в Московской школе управления «СКОЛКОВО». Будущих управленцев будут готовить профессора и преподаватели этой школы, бизнесмены и топ-менеджеры ведущих международных компаний, мировые эксперты в области управления бизнесом, представители госструктур, а также руководители «Евраза».
Заявки для участия в программе принимались от руководителей среднего и высшего звена в возрасте от 25 до 40 лет, работающих в управляющей компании и на предприятиях «Евраза». При этом заявки подавались потенциальными резервистами на принципах самовыдвижения. Программа подготовки стратегического кадрового резерва «Евраза» позволяет компании создать команду управленцев нового поколения, инициативных лидеров, способных решать бизнес-задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений.
Программа подготовки стратегического кадрового резерва «Евраза» стартовала в 2008 году, тогда ее участниками стали 44 работника российских предприятий. После окончания обучения большинство из них уже получили назначения на новые должности. В этом году число желающих попасть в программу гораздо больше.

По материалам Evraz Group S.A.

Возврат к списку