Новости

28.01.2010

Алексей Юрьев дал интервью журналу «Генеральный директор»

Производство можно и нужно перепрофилировать, ориентируясь на доступные рынки сбыта. Металлурги к концу 2009 года адаптировались к непростым рыночным условиям. Алексей Юрьев, управляющий директор Западно-Сибирского металлургического комбината (Новокузнецк, Кемеровская область), в интервью журналу «Генеральный Директор» рассказал о результатах работы предприятия в 2009 году и планах на 2010-й.

Какие основные задачи ставились перед ЗСМК в 2009 году?
Главной задачей в кризисный период стало сохранение конкурентоспособности. С одной стороны, спрос на продукцию и цены на металл значительно снизились (в отличие, например, от цен на сырье и затрат на энергоносители). С другой – кризис затронул практически всех игроков стального рынка, поэтому конкурентное поле почти не изменилось. Хотя борьба за место под солнцем усилилась.
Уже в начале года мы поняли, что выход из кризиса будет длительным и работать надо на опережение. Поэтому в 2009 году перед компанией встала задача сохранить работоспособность металлургических агрегатов большой мощности. Один из проектов в рамках такой стратегии – регламентный пуск в эксплуатацию после почти годового простоя доменной печи №3.
Сегодня на предприятии определен план действий в случае стабилизации рыночной ситуации и улучшения финансовой конъюнктуры. Мы знаем, что необходимо сделать, сколько это стоит и какой будет эффект.

Потребители продукции комбината – это и российские, и зарубежные компании. Как, по Вашим наблюдениям, изменился спрос на внутреннем и внешнем рынках?
Ситуация сейчас непростая: в целом число заказов сокращается и на отечественном, и на зарубежном рынках. Поэтому крупнейшие российские металлургические комбинаты вынуждены снижать объемы производства. Вместе с тем спрос на продукцию ЗСМК со стороны зарубежных потребителей остается стабильным.
Еще в 2008 году почти весь готовый прокат предприятие реализовывало в России, что было высокорентабельно. Но уже в 2009 году существенные объемы арматуры и фасонных профилей мы стали регулярно поставлять на внешний рынок. При этом число иностранных клиентов выросло, а средняя партия товара стала меньше.
Российский рынок сортового проката сократился еще в 2008 году – на 7,5% по сравнению с 2007-м (до этого рынок рос на 12–13% в год). Сегодня конкуренция в России и СНГ очень высока, поскольку объем проката и стали, который можно было бы произвести на существующих мощностях, превышает емкость рынка примерно в два раза. Другими словами, на внутреннем рынке у нас явный переизбыток стали, и поэтому, конечно, спрос российских потребителей на продукцию ЗСМК в 2009 году снизился.
По нашим прогнозам, объемы потребления продукции в таких базовых сферах, как строительство, машиностроение, химическая и нефтяная отрасли, в обозримом будущем останутся довольно низкими. И конкуренция между производителями металлопроката только обострится.

Что, по Вашему мнению, может способствовать восстановлению спроса на рынке металлопродукции?
Надо больше строить. Ведь строительная отрасль – один из локомотивов металлургии. Но для реанимации строительного комплекса нужно восстановить спрос на ипотечные кредиты. Пока, к сожалению, темпы возведения жилых и промышленных объектов в России остаются низкими. Поэтому оптимистичные прогнозы в отношении металлургической отрасли делать рано.
Помимо оживления строительного рынка, необходимо восстановление машиностроения, энергетики, нефтехимии. В идеале мы вообще должны ориентироваться в большей мере на внутренний рынок: за рубежом достаточно своих мощностей по производству строительного проката. Однако многие эксперты считают, что серьезного оживления спроса в ближайшие пять – семь лет ожидать не стоит.

Вы сказали, что основной задачей в 2009 году было сохранение конкурентоспособности. Расскажите подробнее, какие меры предпринимались. Реализовывалась ли программа экономии ресурсов?
На ЗСМК был разработан целый ряд антикризисных программ, которые сейчас реализуются. Они должны привести к снижению энергозатрат, расходов на закупку сырья, уменьшению себестоимости продукции. Благодаря комплексу мероприятий, разработанному более года назад, нам удалось по некоторым позициям сократить расходы в полтора-два раза по сравнению с докризисным уровнем.
Но главным остается вопрос развития производства: эта задача актуальна для холдинга «Евраз» в целом, а значит, и для ЗСМК. Мы подготовили программу, которая позволит снизить себестоимость стали, существенно увеличить выпуск продукции и расширить ее сортамент. В результате компания станет более гибкой и устойчивой в кризисных ситуациях. Сейчас мы постепенно восстанавливаем объемы производства. Однако из-за падения цен на металл до уровня 2006–2007 годов прибыль от реализации продукции значительно ниже, чем была раньше.

Пришлось ли в кризис отказываться от реализации каких-то проектов?
Так называемых замороженных проектов у нас нет. Но изменилась приоритетность. Например, пока отложен из-за недостаточного количества заказов проект строительства вакууматора в кислородно-конвертерном цехе №2 (эта технологическая установка позволяет освоить производство практически любых востребованных на рынке марок стали). Приоритетными остаются проекты, направленные на снижение себестоимости продукции.

Чего Вы ожидаете от 2010 года?
Мы полагаем, что ситуация на внутреннем рынке будет непростой. Однако у комбината есть возможность перераспределить заказы на готовую продукцию (или полуфабрикаты) с российского рынка на экспорт и наоборот. Мы этим уже занимаемся. И будем варьировать мощности с учетом потребностей рынка, чтобы выполнить план производства даже при существенном снижении в России спроса на готовый прокат.

По материалам Evraz Group S.A.

Возврат к списку