Новости

27.12.2010

Рост производства в машиностроении происходит на фоне затоваривания складов

По зафиксированным показателям Росстата и Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машино-строению Союза машино-строителей России, в январе - ноябре 2010 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, продол-жилось увеличение производства по выпуску продукции в рассматри-ваемых секторах машино-строения и составило +6,8% (см. график «Динамика производства в 2010 и 2009 годах»).

Увеличение выпуска продукции достигнуто практически по всем видам курируемых Комитетом секторов машиностроительного комплекса, кроме тракторной техники, зерно- и кормоуборочным комбайнам и сеялкам.

Наибольший рост за этот же период показали трелевочные тракторы (в 3,0 раза), экскаваторы (в 1,7 раза), башенные краны (в 1,6 раза), автогрейдеры и строительные погрузчики (в 1,5 раза), машины для городского, коммунального хозяйства (в 1,4 раза).

Увеличение производства автогрейдеров, экскаваторов и башенных кранов произошло практически на всех предприятиях выпускающих данные виды техники, машин для городского коммунального хозяйства - в ОАО «Тосненский механический завод» и ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения».

Снижение производства по всем видам тракторной техники, зерно- и кормоуборочным комбайнам и сеялкам в январе-ноябре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило:

•сеялки – на 47,6%;
•зерноуборочные комбайны – на 35,3%;
•кормоуборочные комбайны – на 20,9%;
•бульдозеры и трубоукладчики – на 18,4%;
•колесные тракторы – на 8,7%.

Снижение темпов роста производства тракторов объясняется тем, что уменьшен выпуск на таких предприятиях, как: ЗАО «Агротехмаш», ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод», ОАО «САРЭКС», зерно- и кормоуборочных комбайнов - в ООО «Клаас», ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов», ОАО «Брянсксельмаш».

За 11 месяцев 2010 года, по полученным Союзом машиностроителей России данным, показатели отгрузки по большинству позиций техники, курируемой Комитетом, превышают показатели ее производства и по сравнению с 10 месяцами, общее количество неотгруженной техники, находящейся на складах предприятий по итогам работы за январь - ноябрь уменьшилось на 593 штуки и составило 8167 машин.
 
Машиностроителям пока не удается справиться с проблемой затоваривания, с которой они столкнулись в начале кризиса. Тем не менее, наметившийся положительный тренд происходит за счет того, что в ноябре практически по всем позициям отгрузка готовой продукции опережала показатели ее производства.

Увеличение производства машиностроительной техники, как отметил заместитель министра экономического развития Российской Федерации Андрей Клепач приводит к улучшение структуры российского ВВП, прекращению падения в нем доли промышленности. Если раньше темпы роста ВВП превышали темпы роста промышленности, то в текущем году рост промышленности существенно опередит рост ВВП, а лучший результат демонстрирует машиностроение – 24%.

Рост продукции машиностроения будет оправдан, если, например, спрос простимулируют через систему госзакупок. Но стимулирование госспроса принципиально отличается от спроса домашних хозяйств, поскольку несет с собой дополнительные инфляционные риски.

Ясно одно: рост российского машиностроения будет тем увереннее, чем шире будет стимулироваться спрос на его продукцию. Если за рамками госсектора найдутся инструменты активизации конечного спроса, да еще нацеленного на наукоемкую, то есть инновационную продукцию, то в продолжении высокого роста машиностроения можно не сомневаться.

По материалам «СОЮЗ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ».

Возврат к списку