Новости

23.03.2011

Валерий Язев: «Необходимо доработать и расширить критерии, которые применяются при установлении пониженного размера страховых взносов для малого и среднего бизнеса»

Заместитель Председателя Государственной Думы РФ Валерий Язев выступил с докладом о состоянии и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в России на заседании политических клубов Партии «Единая Россия».

«Малый и средний бизнес в России сегодня - это более 4 миллионов индивидуальных предпринимателей, более полутора миллионов малых и средних предприятий, на которых трудится около 15 миллионов работников, а это 20% трудоспособного населения России. Вклад продукции в ВВП, производимой малыми и средними предприятиями, по оценкам Минэкономразвития, к 2012 году может дойти до 30%. Для сравнения - в странах Евросоюза малые и средние предприятия используют 70% рабочей силы ЕС и производят 60% ВВП», - отметил он в своем выступлении.

«Важно понимать, что об успехе малого бизнеса мы сможем судить по тому, насколько конкурентоспособна их продукция, как обеспечена социальная защита работников в данной сфере, продвинулась ли Россия на пути инновационного развития благодаря деятельности малых предприятий», - подчеркнул Валерий Язев.

Говоря о проблемах на пути развития малого и среднего бизнеса в России, он, в частности, отметил, что «действующий размер выручки для перехода на «упрощенку» - это барьер на пути развития эффективных малых предприятий, дающих высокие показатели производительности труда. «Мы, по сути, занимаемся консервацией эффективности», - подчеркнул вице-спикер.

Еще одна серьезная проблема - очень высокий тариф страховых взносов. «Мы прекрасно понимаем, что проблема наполнения Пенсионного фонда и, соответственно, социального обеспечения наших граждан в ближайшем будущем - это одна из основных системных проблем российской экономики. Такие процессы, как старение населения и сокращение его трудоспособной части провоцируют дискуссии о повышении пенсионного возраста (из 140 млн. россиян на 1 января 2010 года у нас 76 млн. экономически активного населения). И в этих условиях мы отдельными фискальными мерами давим ростки экономической эффективности - малые и средние предприятия. Я считаю, что основной ресурс формирования социальных фондов, и прежде всего пенсионного, - это повышение производительности труда и поддержка тех сфер, которые уже сейчас дают результат, - а это малый и средний бизнес», - заявил Валерий Язев.

По мнению парламентария, на текущий момент наиболее конструктивное направление для критики и последующего совершенствования законодательства о страховых взносах - это доработка и расширение критериев, которые применяются при установлении пониженного размера взносов.

В системе мер государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса он особо выделил предоставление средств федерального и региональных бюджетов, создание технопарков в сфере высоких технологий, увеличение доступности кредитных ресурсов для субъектов малого бизнеса и защита средств индивидуальных предпринимателей в коммерческих банках, поддержка малого предпринимательства моногородов, гарантированное обеспечение госзаказа для предприятий малого и среднего бизнеса.

«На сегодняшний день объема финансовой поддержки со стороны государства явно недостаточно, - считает Валерий Язев. - В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг.» в качестве субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (включая крестьянские (фермерские) хозяйства) планируется направить в 2011 году 16 млрд. рублей, а по статье «Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере» - только 4 млрд. рублей».

Он также подчеркнул, что наиболее сильные и ответственные регионы ведут работу и по предоставлению кредитов, и по снижению налогового бремени. Проводится информационно-консультационная поддержка, снижаются административные барьеры.

«Однако возьмем пример с созданием технопарков высоких технологий. Уровень софинансирования за счет субсидий определяется на основе показателя бюджетной обеспеченности региона. Таким образом, перспективы есть у относительно благополучных субъектов. В результате, в проекте на период до 2014 года участвуют не более 15 субъектов Федерации», - отметил Валерий Язев.

Что касается развития кредитования сферы малого и среднего бизнеса, то его тормозит невысокий уровень финансовой грамотности предпринимателей и непрозрачность деятельности, отсутствие качественной залоговой массы, жесткая кредитная политика банков, необходимость соблюдать требования Центрального банка России по созданию резервов на возможные потери по ссудам и др., декларативность заявлений крупных банков о готовности кредитовать российские предприятия по разумным ставкам (до 10% годовых).

«В результате получается, что кредиты по ставкам до 10% доступны первоклассным заемщикам из числа крупнейших предприятий страны, а сфера малого и среднего бизнеса вновь «довольствуется» ставками на уровне 15-20%!», - подчеркнул Валерий Язев.

По его мнению, обсуждению подлежит вопрос о возможности распространения страхового возмещения из фонда страхования вкладов на средства индивидуальных предпринимателей. «По оценкам Агентства по страхованию вкладов (АСВ), при распространении страхового возмещения на средства индивидуальных предпринимателей рост совокупных обязательств системы страхования увеличится не более чем на 2%, что не окажет существенного влияния на показатели достаточности фонда обязательного страхования вкладов», - уточнил он.

Особого внимания, по словам Язева, требуют проблемы развития малых инновационных предприятий: «Построение национальной инновационной системы невозможно без развития инновационного предпринимательства, которое нацелено на решение сложных научно-технических задач и, что важно, способно превращать результаты своей деятельности в коммерческий продукт. Доля продукции малых инновационно-внедренческих предприятий в ВВП России составляет до 0,1%, что, в десятки раз меньше, чем в экономиках развитых стран. Но повышение этой доли тоже не конечная цель, далее технологии должны приходить в национальную промышленность».

От законодателя в данном случае требуется «четкое определение понятия и критериев инновационной деятельности, от представителей финансово-кредитных кругов - готовность работать с такого рода продуктами, а от самого предпринимателя - ориентация на создание востребованного продукта, создание которого не завершается оформлением авторского патента, а только начинается», - отметил парламентарий.

Завершая выступление, он обратился к участникам дискуссии с просьбой высказывать обоснованную позицию по совершенствованию специальных налоговых режимов, а также доработке механизма исчисления страховых взносов, формулировать основные проблемы по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления, промышленностью и, особенно, с естественными монополиями. А также высказать предложения по дополнительным способам обеспечения социальной защиты занятых в сфере малого и среднего бизнеса.

«Опираясь на ваше мнение, - обратился к присутствующим Валерий Язев, - мы сможем эффективнее совершенствовать российское законодательство в сфере малого и среднего бизнеса».

По материалам Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса (МБНК).

Возврат к списку