Новости

29.08.2011

Сдерживание тарифов на грузоперевозки грозит дальнейшим снижением пропускной способности отрасли

В пресс-центре РИА Новости 25 августа состоялся круглый стол, посвященный проблемам рынка грузовых железнодорожных перевозок. Представители грузоотправителей, перевозчиков, регулирующих органов, частного бизнеса и научно-исследовательских институтов обсудили ключевые проблемы развития инфраструктуры грузовых железнодорожных перевозок: недостаток инвестиций, слабость нормативно-правовой базы, противоречия в тарифном регулировании и ценообразовании в отрасли.

«Пропускная способность железных дорог напрямую зависит от вложений в инфраструктуру, - подчеркнул вице-президент по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» Салман Бабаев. «К 2015 году мы не сможем перевезти уже заявленный объем грузов, если дополнительно к уже утвержденной инвестиционной программе ОАО РЖД не будет выделено 400 млрд рублей», - заявил Бабаев. Уже сейчас существует значительная разница в тарифах для разных категорий грузоотправителей, установление льготных цен не позволяют окупить расходы на инфраструктуру в течение даже 10-15 лет. Гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян считает, что развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта – задача государства, так как объем перевозимых грузов напрямую влияет на рост ВВП и промышленного производства. Так, например, многие крупнейшие грузоотправители не могут планировать расширение своего производства при отсутствии гарантированной возможности перевозки своих товаров. Саакаян отметил, что инициатива правительства в 2012 году индексировать тарифы на грузоперевозки всего на 6% со II полугодия ставит под вопрос реализацию проектов по развитию инфраструктуры, которые заложены в правительственных документах (Стратегии развития железнодорожного транспорта и инвестиционных программах). Начальник управления регулирования транспорта ФСТ Виктор Квитко признал, что действующая правовая база отстала от темпов реформы железной дороги и нуждается в серьезной доработке, в частности, необходимо разработать правила доступа к услугам инфраструктуры и создать механизм саморегулирования компаний-операторов для более эффективного ее использования. Сейчас перед рабочей группой ФСТ, МЭР и Минтранса стоит сложная задача – завершить работу по унификации тарифов на перевозку различных видов груза, не нанеся ущерб доходной базе РЖД и одновременно не увеличивая тарифную нагрузку для потребителей услуг.

Частный бизнес может быть заинтересован в инвестициях в инфраструктуру только при условии существования прозрачной схемы возврата вложенных средств, отметил гендиректор «Мечел Транс» Сергей Кулаков. Окупаемость инфраструктурных проектов в отрасли может затянуться на 15-20 лет, поэтому так важны государственные гарантии в этом вопросе. Не менее значительную роль здесь играет тарифная политика. «Характер и уровень тарифов позволяют строить те или иные технологии», - подчеркнул руководитель департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО «РЖД» Виктор Петренко, резюмируя итоги мероприятия.

По материалам РИА Новости.

Возврат к списку