Новости

28.10.2014

Новая программа авторециклинга Минпромторга РФ и автопроизводителей нуждается в системном подходе

В стартовавшей в сентябре госпрограмме утилизации автотранспорта необходим системный подход, а не разовые усилия для спасения "пикирующего" авторынка, предусматривающий комплексную и 100%-ю переработку автохлама и создание новой для российской экономики отрасли, отрасли полноценного авторециклинга. Это позволит уйти от ошибок программы утилизации 2011 г., когда из 600 тыс. переданных для переработки машин только половина была безопасно разобрана на специальном оборудовании, остальные же 30-40%, в обход ожиданий государства, пополнили "чёрный" рынок "вторичных автокомпонентов", существенно увеличив риск для жизни и здоровья автовладельцев и их пассажиров (30% "вторичных автокомпонентов" приходится на детали критически важных для безопасности систем), либо оказались попросту выброшенными на опушки лесов. Комплексная система утилизации позволит спасти порядка 67 тыс. жизней в течение ближайших 10 лет, а также даст прирост рынка новых запчастей на 300 млрд. руб. в год, что выгодно и производителям, и автодилерам, и государству. Об этом сообщил Виктор Ковшевный, генеральный директор российского аналитического центра "Rusmet", на отраслевой конференции "Утилизация транспортных средств 2014".

Данные положения также были отражены в итоговой резолюции, направленной в Минпромторг РФ и подписанном участниками конференции, среди которых НЛМК, ОМК, Северсталь, Автоваз, Камаз, Мерседес Бенц Тракс Восток, Пежо Ситроен Рус, Ассоциация европейского бизнеса, Объединение автопроизводителей России, Втормет (проф. утилизатор), Белвторчермет (проф. утилизатор), Кировчермет (проф. утилизатор), Орис пром (проф. утилизатор), Импекс трейд (проф. утилизатор), Хетек (проф. утилизатор), Вторичные металлы (проф. утилизатор) и др.

Новая госпрограмма утилизации автотранспорта объёмом в 10 млрд. руб. начала действовать в России с сентября и продлится до конца 2014 г. В рамках программы предполагается реализовать более 170 тыс. автомобилей разных классов: легковые машины, внедорожники, коммерческие автомобили, что в совокупности с мерами по субсидированию и госзаказом призвано остановить падение авторынка, которое продолжается с начала года. При условии сдачи старой машины на утилизацию или в случае замены старого автомобиля на новый с доплатой физические и юридические лица смогут получить через производителей и их дилеров скидку в диапазоне 40-350 тыс. руб. на любой автомобиль российской сборки, включая легковые машины, внедорожники, лёгкие коммерческие автомобили, грузовики и автобусы.

"Зачем нужна полноценная отрасль утилизации, включающая не только дробление корпусов автомобилей, но и заводы и мощности по переработке их стекла, шин, пластмасс, аккумуляторов, технологических жидкостей? Зачем утилизировать запчасти, которые на первый взгляд, годятся для дальнейшего использования? Прежде всего, речь идёт о безопасности. По подсчётам Rusmet и Автостата, это 66773 спасённые жизни в ДТП в ближайшие десять лет. Если не рассуждать категориями “жалко – не жалко”, мы говорим о "чёрном" рынке запчастей, который формируется в результате нелегального разбора аварийноопасных машин. По данным аналитического агентства "Автостат", "вторичный" рынок автокомпонентов для легковых автомобилей в России в 2013 г. составил $22,5 млрд., а в 2014 г. прогнозируется его рост на 7,3% до более чем $24,1 млрд., несмотря на существенный, если не сказать "драматический", спад продаж автомобилей. При этом, по оценкам Автостата, 12% "вторичных" автокомпонентов - шины, 11% - детали подвески, 9% - масла, 6% - фильтры, почти 5,5% - детали тормозной системы, 4,7% - трансмиссии, 3,9% - рулевого управления и т.д. Т.о. более 30% "вторичных" автокомпонентов приходится на детали критически важных для безопасности систем! Комплексная программа утилизации снизит аварийность. Это спасенные жизни в ДТП, которые не произойдут по причине технических неисправностей. Сокращение аварийности будет достигнуто значительным сокращением использования б/у-запчастей", - отметил Сергей Целиков, директор Автостата.

Жизнь и здоровье бесценны, а в чём же конкретно может быть интерес автодилеров и производителей автокомпонентов в утилизации старых машин? Сколько денег они могут дополнительно заработать, например, на продаже запчастей и расходников для ТО, если разработать меры по строгому контролю всего процесса утилизации автомобилей и перекрыть каналы подпитки нелегального рынка "вторичных", бывших в употреблении" автокомпонентов?

"Не секрет, что собственно продажа новых автомобилей формирует лишь 5%-10% прибыли дилеров, тогда как около 20% приносит ремонт и обслуживание ТО, а около 70% (!) - продажа запасных частей, - отметил Александр Егошин, руководитель проектов "АСМ-холдинг", - Вот он, интерес дилеров! Именно поэтому продвинутые директора автосалонов и станций техобслуживания при автосалонах ставят видеокамеры на каждое рабочее место – как бы мастер не подсунул “свою” запчасть вместо новой, которую можно продать втридорога. Но ведь этот мастер эту запчасть где-то берет. Каковы абсолютные цифры возможного прироста легального рынка при перекрытии нелегального?"

По данным аналитического центра "АСМ-холдинг", среднестатистический российский водитель за время активного вождения (с 22 до 55 лет) тратит на ремонт и обслуживание авто около $36 тыс. (≈$1200-1500/год). При этом, по его же оценкам, не более 40% рынка запчастей сегодня – полностью легальные (не "б/у", не "подделки" низкого качества, не контрафакт). В то же время, по данным АСМ-холдинга, "активный" (т.е. реально ездящий по дорогам, а не стоящий в гаражах и дворах) парк автомобилей составляет сегодня в РФ порядка 47 млн. единиц (включая тяжелые грузовики, тягачи и автобусы, на ремонт которых тратятся бОльшие, чем "среднестатистические" средства. Посчитаем: $1200 в год х 0,6 (60% нелегальных) рынка автокомпонентов х 47 млн. ед. техники = $33,8 млрд., что существенно превышает оценки Автостата, сделанные для легкового сегмента. Но одновременно мы видим, что получили при другой методике оценки рынка цифры того же порядка.

"Понятно, что утилизация автомобилей может перекрыть лишь часть нелегального рынка автокомпонентов, а именно - разборку старых и битых машин, но не повлияет на разборку угнанных автомобилей, а также на "подделки" ненадлежащего качества и контрафакт. Но даже в предположении, что разобранные старые и битые автомобили формируют не более трети нелегального рынка автокомпонентов, мы получим возможность прироста рынка легального до $10 млрд. (более 300 млрд. руб.) в год! Это дополнительные продажи и прибыли автодилеров и производителей автокомпонентов", - подчеркнул Виктор Ковшевный.

При системном подходе учитываются интересы всех задействованных групп в жизненном цикле автомобиля – от производства сырья для последующего создания машины, ее первичной продажи через дилера и эксплуатации автолюбителем до последующей утилизацией утилизатором – шреддерным заводом. Только таким образом можно будет не только помочь автопрому в сбыте новых машин, но и отстроить новую отрасль авторециклинга. Как этого достичь?

По словам гендиректора Rusmet, сегодня есть все предпосылки для того, чтобы в России был создан новый сегмент экономики по утилизации транспортных средств, состоящий из региональных программ по рециклингу, который также включит переработку ещё и железнодорожных вагонов, морских и речных судов и даже т.н. "вертикального" транспорта - лифтов и башенных кранов. Это новые заводы в регионе, которыми смогут все гордиться. Это новые рабочие места. Это налоги, которые позволят реализовывать более эффективно социально ориентированную политику. Для того чтобы эти программы успешно стартовали и при этом стимулировали спрос на новые транспортные средства, государству необходимо ежегодно на протяжении пяти лет вкладывать по 150 млрд руб. Сделать это будет непросто, но в козырях - отличные аргументы. Только в автомобильной отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек. Производство автотехники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями других отраслей, в том числе и металлургической, что в общей сложности обеспечивает занятость около 5 млн. человек.

С другой стороны, для привлечения регионами денег на строительство новых мощностей по переработке транспорта необязательно рассчитывать исключительно на создаваемый Государственный фонд утилизации. Профессионалы рынка со стороны переработчиков предлагают разработать и реализовать региональные программы развития отрасли утилизации транспортных средств и привлечь инвестиции. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 г. № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", а также в свете ожидаемых поправок к ФЗ "Об отходах производства и потребления", за счёт уплаты утилизационного сбора производителями и импортерами должны быть сформированы целевые фонды для развития комплексной системы утилизации транспортных средств в России. Определено место субъектов Федерации в разработке региональных программ утилизации. По состоянию на сентябрь 2014 г., утилизационные сборы составили десятки миллиардов рублей. Использование механизма концессий позволит дополнительно привлечь средства западных инвестфондов, что создает финансовую основу для строительства заводов и перерабатывающих производств.

Стоит отметить, что во всём мире утилизационный бизнес глубоко прибылен, все из развитых стран имеют состоявшиеся отрасли утилизации. В Германии около 50 шреддерных заводов занимается непосредственной утилизацией автомобилей. Во Франции – 40, в Великобритании - 37. Ежегодно в США продаётся порядка 17-17,5 млн. новых автомобилей, а на утилизацию поступает 14-15 млн., переработку которых осуществляет более 200 предприятий, что означает наличие в этой стране полного и гармоничного цикла жизни автомобиля. Эти 200 заводов обслуживает более 10 тыс. мелких компаний, которые занимаются разборкой автомобилей. Всего же в данной отрасли в США занято более 40 тыс. человек, а ежегодный объём производства оценивается в около $4,5 млрд. В мире годовой оборот отрасли авторециклинга составляет $25-30 млрд.

Для России это означает необходимость создания новой отрасли авторециклинга, в которой будет минимум 83 шреддера, которые смогут обеспечить утилизацию 3 млн. машин в год. На текущий момент их только 13. Сразу в 5 федеральных округах нет ни одного шреддера: Северный Кавказ, ЮФО, ДФО, СФО, УФО.

"Для построения эффективной, а не номинальной системы авторециклинга необходимо вести учёт и контроль фактической утилизации автомобилей, которые попали в государственную программу, стартовавшую 1 сентября 2014 г. Иначе государство будет лишь разводить руками в ответ на вопрос, почему машины, утилизация которых оплачена, оказались на “нелегальных разборках” или выброшенными на обочине лесной дороги. Примечательно, что для ряда машин такая утилизация оплачена дважды – со всех импортных машин с 1 сентября 2012 года, а с российских – с 1 января 2014 года, уже был взят один раз утилизационный сбор. Государство, конечно, обратит все вопросы к автодилеру. А автодилер покажет договор с компанией-однодневкой, которая специально была создана на полгода для того, чтобы помочь освоить выделенные бюджетные деньги", - сказал Виктор Ковшевный.

Единый общероссийский учёт фактически утилизированных машин ведёт профессиональное сообщество переработчиков лома и утилизации транспортных средств “Руслом.ком”, учреждённое несколько лет назад металлургическими комбинатами, шреддерными заводами и независимыми переработчиками лома. Среди учредителей – НЛМК, ОМК, Северсталь, АВТОВАЗ, РЖД, ПК Втормет, Мера, Орис Пром, ИмпексТрейд, Промтехносеть, БалтЭксКом, МВС, ИнтерметТрейд, Левел, Степ Металл, Хетек и др. Все эти компании в первой программе утилизации 2010-2011 г.г. утилизировали более 300 тыс.машин, что составляет 50% от машин, переданных на утилизацию. А что произошло с остальной половиной? Что произошло с моторными маслами и технологическими жидкостями, которые были в этих машинах – их аккуратно собрали или просто вылили на землю, отравляя воду. Вопросы риторические. Потому что утилизация машины это целый технологический процесс, для которого требуется специальное оборудование и обученный персонал.

По материалам НП НСРО “Руслом.ком”

Возврат к списку