Новости

18.11.2005

Минпромэнерго о промышленной политике России

Заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус выступил
на конференции «Крупнейшие компании России: база экономического роста» с докладом о промышленной политике страны. Вот, в частности, что он сказал.
"Главная цель нашей промышленной политики — это достижение Россией высокого уровня национальной конкурентоспособности. Уверены, что достичь этого можно лишь в рамках сбалансированной системы «сильное государство — сильный бизнес». Сейчас сильный бизнес – это, в первую очередь, крупный бизнес. Сегодня десять крупнейших промышленных компаний России в 2004 году создали 22% ВВП. Их доля в налоговых доходах консолидированного бюджета страны составила 31%, а в совокупном экспорте 32%. А если брать 200 крупнейших промышленных компаний - не менее 40% ВВП, дают бюджету 50% налоговых поступлений, а обеспечивают более половины экспорта."
"Сейчас львиную долю ВВП обеспечивают нефтегазовая промышленность и металлургия. Среди крупнейших компаний России преобладают эти же отрасли. И это естественно. Цены на углеводороды и металлы в последние годы непрерывно пробивали очередные исторические максимумы. Благодаря этому средний рост объемов реализации, например, крупнейших металлургических комбинатов в прошлом году составил фантастическую величину – 83%. В то же время если во всех в крупных и средних предприятиях, по нашим оценкам, инвестиции в основной капитал выросли в первом полугодии в целом по экономике на 8, 5 процента, то в промышленности - на 9, 7 процента, в том числе в обрабатывающих отраслях - на 12 с лишним процентов. Крупные компании стали проводником общего роста в российской экономике. "
"Предприятия ОПК продолжают наращивать производство уже четвертый год подряд. Только за прошлый год крупнейшие предприятия отрасли, вошедшие в рейтинг «Эксперт 400», увеличили объем продаж с 6 до 7,2 млрд долларов. В основном это произошло за счет роста экспорта. Мы даже можем сказать, что у нас были опасения на счет этого.
Справочно хочу сказать, что доля экспорта у большинства предприятий российского ОПК сейчас превышает 70%. У ряда компаний – например, у АХК "Сухой", корпорации "Иркут" и Уфимского моторостроительного производственного объединения – это показатель около
95%."
"К сожалению, в представлениях о промышленной политике встречается еще немало анахронизмов. Таким анахронизмом, например, является навеянное нашим прошлым представление о необходимости разделения промышленности на оборонную и гражданскую, призванное сохранить внерыночное существование множества оборонно-промышленных предприятий. В рамках сегодняшних реалий и перспектив возможностей государства по заказам военной продукции ничего, кроме застоя и деградации соответствующего сектора экономики страна при таком подходе не получит. Последние пятнадцать лет это подтвердили. Весь мир давно пошел по пути интеграции гражданской и военной промышленности и эффективность именно такого пути совершенно очевидна. При этом необходимо учитывать и принципиально изменившуюся политическую и военно-стратегическую обстановку в мире. Все это предопределяет необходимости развития ОПК и становления его в соответствии с государственными задачами, как многопрофильного конкурентоспособного сектора экономики страны, организационно и технологически способного создавать и производить современные образцы вооружений и военной техники в соответствии с потребностями Министерства обороны и других силовых структур. Практика и логика развития ОПК, как высокотехнологичного сегмента отечественного машиностроения, должна идти по пути диверсификации и интеграции гражданским сектором российской экономики и включения ОПК в мирохозяйственные связи без ущерба национальным интересам. "
"Современная промышленная политика не может быть ничем иным, кроме как коммуникацией, компромиссом и согласованием действий заинтересованных сторон — государства и частного бизнеса — в общих рамках национальных интересов. Поэтому в промышленности мы пошли по пути создания интегрированных структур (холдингов). Примером тут может служить проект Объединенной авиастроительной компании.
В настоящее время разрабатываются проекты вертолетного и судостроительного холдингов. Государство в создаваемых холдингах намерено сохранить за собой не менее 51% акций. Соответственно, на себя оно принимает существенную часть рисков за реформирование, в том числе ОПК. Сегодня готовится новая программа развития ОПК на 2007-2010 годы и далее до 2015 года. Планируются также некоторые меры по снижению налоговой нагрузки на отрасль, способствующие расширению НИОКР и технико-технологический модернизации. Такие, например, как включение затрат на НИОКР в себестоимость продукции. Сегодня очевидно, что не только ТЭК и металлургия, но и современное машиностроение не может развиваться небольшими компаниями. Конечно, источниками инноваций может стать и часто оказывается малый бизнес. Однако для развития отрасли необходима концентрация капиталов, управленческих и производственных компетенций. Необходима реализация полной технологической цепочки от научных исследований до послепродажного сопровождения, вплоть до утилизации. Только крупный бизнес – совместно с государством – может взять на себя бремя и риски экономического развития."
По информации Минпромэнерго России


Возврат к списку