Новости

09.10.2006

О перспективах украинской металлургии на мировом рынке

 За несколько последних лет в металлургию Украины было инвестировано до 2 миллиардов долларов. Как показала практика, владельцы отечественных металлургических комбинатов готовы к дальнейшей модернизации своих предприятий, лишь бы их уровень отвечал новейшим технологическим разработкам. Сегодня в Украине создается благоприятный климат для развития металлургии и ее экспансии на внешних рынках. Об этом речь пойдет в интервью с директором государственного предприятия „Укрпромвнешэкспертиза” Владимиром Власюком.
 – Владимир Степанович, на какие мировые рынки и в каких количествах экспортируется украинский металл? Каковы тенденции развития отечественной металлургии на ближайшее время?
 – Современные внешние рынки сбыта украинского металлопроката достаточно диверсифицированы. Основной экспорт традиционно приходится на страны Африки (17%), Ближнего Востока (16%), Центральной и Восточной Европы (15,7%), ЕС (13,9%), Юго-Восточной Азии (9,8%). За 7 месяцев 2006 года Украина экспортировала около 80% произведенного проката. При сохранении таких тенденций в металлургии до конца года из выработанных 35,6 миллиона тонн около 27,8 - 28,2 миллиона тонн поступит на внешние рынки и лишь 7,5 миллиона тонн на внутренний рынок. Наиболее стабильными импортерами проката из Украины являются Турция, Россия, Италия, Египет, Сирия и Алжир, на эти рынки в 2005 году поступило свыше 10,8 миллиона тонн продукции, что составляет 42,5% от общих объемов экспорта. Следует отметить, что географическая структура украинского экспорта проката не является стабильной и в последнее время, под давлением возрастающей конкуренции, на мировых рынках происходит существенное перераспределение поставок. Так, украинская металопродукция была практически вытеснена из рынка Китая. Существенно уменьшились объемы поставок украинского проката на рынки стран Юго-Восточной Азии. В то же время увеличиваются поставки украинского металла на новые рынки Азии и Ближнего Востока: в Индию, Пакистан, Иран. Эти же тенденции перераспределения экспортных поставок прослеживаются в 2006 году. При этом уменьшение поставок на рынки стран Азии компенсируется увеличением поставок на рынки США, Мексики, Турции, Польши, Болгарии.
– Какие страны являются наибольшими конкурентами Украины на мировых рынках металлопроката? И сколь велика доля изделий украинской металлургии на внешних рынках?
– Основными конкурентами украинских производителей на мировых рынках проката является Китай, Россия и Турция. При этом конкурентные диспозиции Украины, в зависимости от вида проката, могут быть разными. В сегменте плоского проката по результатам 2005 года наибольший процент Украина удерживала на импортном рынке стран Ближнего Востока и Африки (17,6%, или же 1,88 миллионов тонн). Основными конкурентами Украины на импортном рынке плоского проката Ближнего Востока и Африки были Россия, Индия, Южная Африка и Казахстан. Поставки плоского украинского проката на рынки Европы и стран СНГ в 2005 году суммарно составляли 4,57 миллиона тонн, или 6,6% от общих объемов импортного рынка плоского проката в этих регионах. В страны Азии и Америки из Украины в 2005 году поступило 2,32 миллиона тонн (3,9% от общего объема рынка) плоского проката. Этот показатель вдвое ниже, чем у России и Китая – наших главных конкурентов на этих рынках. Среди региональных импортных рынков длинного проката в 2005 году наиболее прочными были позиции Украины в странах Ближнего Востока и Африки, куда Украина поставила свыше 30% (6,5 миллиона тонн) общего объема регионального импортного рынка.
– С 2002 года индекс цен на металлы вырос на 180%, тогда как на нефть – на 157%. Почему так поднялись цены на металл и как долго, по Вашему мнению, они будут расти?
– Рост цен на металл в последние годы имеет объективный и долгосрочный характер. Основными причинами этого является появление новой группы потребителей проката из развивающихся стран. В частности Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Африки. В этих странах с 2003 года интенсивно развивается промышленная инфраструктура, производственное и жилищное строительство, темпы инвестиций в основной капитал очень высокие. Только в Китае с 2002 по 2005 год потребление стали, возросло с 207 до 387 миллионов тонн. В 90-е, когда основными потребителями проката были развитые страны Европы и США, среднегодовые темпы роста металлургии составляли 2% в год. С 2002 года среднегодовые темпы прироста потребления составляют 6 - 8%. Другим фактором, который предопределяет рост цен на прокат, является увеличение цены на сырье: коксующийся уголь, лом черных металлов, железорудные материалы. Поэтому в ближайшие 5 лет ожидается повышение спроса на металл и рост цен на металопродукцию. Но на фоне глобального тренда роста цен в долгосрочной перспективе возможны краткосрочные снижения цен, вызванные увеличением предложения относительно спроса. В частности, в конце 2007 – в начале 2008 года ожидается падение цен на металопродукцию на 15-20%.
– Какие новые рынки могут стать перспективными для украинского проката, и что делают отечественные металлурги для выхода на эти рынки?
– Наиболее перспективными для поставок украинского проката являются страны Юго-Западной Азии (Индия, Пакистан), страны Ближнего Востока и Африки. В ближайшее время экспортные поставки проката из Украины увеличатся на рынках Южной Америки, где участие Украины на импортном рынке составляет лишь 3,8%. Резервы для украинских производителей связаны с рынками развитых стран, где снятие квот и ограничений для Украины возможно лишь при условии ее вступления в ВТО. Эффективным путем выхода на региональные рынки и увеличение экспортных поставок проката является приобретение зарубежных металлургических активов и заключение долгосрочных соглашений с крупными местными поставщиками проката. Такую тактику внедряют ведущие национальные компании, в частности корпорация “Индустриальный союз Донбасса” (металлургические активы в Венгрии (Dunaferr) и Польше (Huta Stali Czestochowa) и „Систем Капитал Менеджмент” (металлургические активы в Италии, Феррера Валсидер С.П.А.).
– После вступления в ЕС Болгарии и Румынии на них будет распространяться квота на поставки металопродукции в Евросоюз, ее размер составит 1 млн. тонн на год. Является ли это еще одним аргументом в пользу вступления Украины в ВТО?
– Вступление в ВТО является важным условием стабильного развития экспортно-ориентированных производств, таких как украинские металлургические комбинаты. И не смотря на то, что до этого времени отечественные металлурги не лоббировали активно вступление Украины в ВТО, что связано с благоприятной конъюнктурой мирового рынка стали в 2004 – 2006 годах, ускорение и завершение данного процесса является предпосылкой успешного развития украинской металлургии в последующие года. Именно при условии вступления в ВТО существующие квоты на поставку проката в ЕС будут сняты автоматически (в 2006 году объемы квоты на поставку проката составляют 1 миллион 64 тысячи 980 тонн). Если Украина к началу 2007 года не станет членом ВТО, объемы квоты на 2007 год для Украины увеличатся на 2,5%. Вместе с тем, вступление в ВТО усилит возможности эффективной защиты украинских производителей в открытых антидемпинговых процессах, а это, в свою очередь, позволит Украине сохранить свои позиции на внешних рынках.
По материалам Департамента коммуникаций власти и общественности Секретариата Кабинета Министров Украины

Возврат к списку